Образ жизни студента в реалиях образовательного процесса
Обозначения: А – огромное значение Б – небольшое значение
В-совсем не ценится Г – ответ затруднен
Таблица 4. Субъективные соотношения общей и физической культуры студентов
№ п/п |
Суждения и варианты ответов |
% ответов | |
женщин |
мужчин | ||
1 |
Можно ли считать культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии? • Конечно, можно • Ответ затруднителен • Нет, нельзя |
30,5 17,5 52,0 |
13,2 36,4 50,0 |
2 |
Волнует ли Вас та оценка, которую окружающие Вас люди дают Вашему физическому развитию и здоровью? • Нет, не волнует и не беспокоит •Да, но не очень сильно • Да, и очень сильно |
5,5 63,5 31.5 |
15,2 51,2 33,6 |
3 |
Что Вы предпочитаете в жизни? • Всю жизнь, все свои привычки подчинить интересам здоровья и работоспособности • Жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент (даже если это может повредить здоровью и работоспособности) • Компромиссные решения • Неопределенное суждение |
21,0 19,0 26,5 34,5 |
27,6 18,0 32,8 21,6 |
4 |
Часто ли Вы совершаете действия (поступки), которые наносят вред здоровью, но зато имеют для Вас важное значение, доставляют удовольствие и т.д.? • Практически никогда • В редких случаях • Очень часто |
29,5 60,5 10,0 |
26,8 56,0 17,2 |
5 |
Как Вы считаете, лично Вы ведете здоровый образ жизни? •Да •Нет • Затрудняюсь ответить |
43,5 21,5 35,0 |
33,8 24,2 42,0 |
Таким образом, менее половины студентов признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим строят свои поведенческие решения.
Для оценки влияния физической культуры на общекультурное развитие личности были выбраны три группы компонентов культуры (табл. 5 и 6). Абсолютные, на которые занятия физическими упражнениями оказывают сильное положительное влияние (от 55,6 до 91,5%): физические качества и двигательные способности, телосложение; волевые качества, всестороннее развитие. Влияние (от 20,5 до 36,5%) занятия оказывают на такие важные компоненты, как успехи в труде, общительность, развитие эстетических способностей, уважение окружающих, уровень общей культуры. Влияние (от 11,2 до 18%) определяется студентами в воздействии на нравственный облик, общественную активность, подготовку к избранной профессии, интеллектуальное развитие.
Таблица 5. Влияние физической культуры на компоненты культуры студенток
№ |
Признаки, % ответов | |||||||||
Качества и способности | ||||||||||
п/п |
А |
Б |
В |
Г |
Д | |||||
1 |
Абсолютные | |||||||||
Физические качества и двигательные спо- |
91,5 |
2,5 |
1,0 |
1,0 |
4,0 | |||||
собности | ||||||||||
Красота и пластика движений |
69,0 |
20,0 |
1,5 |
4,0 |
5,5 | |||||
Волевые качества |
70,0 |
17,5 |
4,0 |
2,5 |
6,0 | |||||
Телосложение, фигура |
70,0 |
16,5 |
3,5 |
5,0 |
5,0 | |||||
2 |
Заметные | |||||||||
Всестороннее, гармоничное развитие лич- |
36,5 |
36,0 |
8,0 |
10,0 |
9,5 | |||||
ности | ||||||||||
Успехи в труде |
26,0 |
39,0 |
14,0 |
12,5 |
8,5 | |||||
Общительность, коммуникабельность |
24,5 |
32,0 |
10,0 |
17,0 |
16,5 | |||||
Эстетические способности |
20,5 |
30,0 |
10,5 |
22,5 |
16,5 | |||||
Уважение со стороны окружающих |
18,0 |
48,0 |
11,5 |
13,0 |
9,5 | |||||
Уровень общей культуры |
20,5 |
34,5 |
17,0 |
14,0 |
14,0 | |||||
3 |
Спорные | |||||||||
Интеллект, умственное развитие |
18,0 |
29,5 |
14,5 |
23,0 |
15,0 | |||||
Нравственный облик (честность, порядоч- |
14,3 |
25,0 |
11,0 |
28,5 |
21,0 | |||||
ность, скромность) | ||||||||||
Общественная активность |
12,0 |
34,0 |
15,0 |
27,0 |
12,0 | |||||
Подготовленность к избранной профессии |
12,0 |
27,5 |
16,0 |
31,5 |
13,0 | |||||