Образ жизни студента в реалиях образовательного процесса
Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни показывает существенное различие в структуре ценностей студенток и студентов по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних и тех же ценностей, их ранговым местам[6] (табл. 2 и 3). Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63% до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5% до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.
При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.
Оценка окружающими физического здоровья и развития сильно волнует около 32,5% опрошенных, не очень волнует – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить в свое удовольствие, даже если это повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный вариант высказались 29,7%, затруднились с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, утвердительно ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.122
Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток
№ |
Признаки, |
% ответов | |||
п/п |
Качества (ценности) |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
Абсолютные | ||||
Удачная семейная жизнь |
93,0 |
4,0 |
2,0 |
1,0 | |
Мужество, смелость, честность, порядочность |
83,0 |
10.0 |
2,0 |
5,0 | |
Здоровье |
82,5 |
12,5 |
4,0 |
1,0 | |
Всестороннее и гармоничное развитие личности |
81,5 |
13,5 |
1,0 |
4,0 | |
Интеллектуальные способности, память, эрудиция |
81,5 |
15,5 |
2,0 |
1,0 | |
Способность видеть и понимать красоту |
79,5 |
17,5 |
2,0 |
1,0 | |
Сила воли, дисциплинированность, собранность |
76,5 |
20,5 |
2,0 |
1,0 | |
Красота и выразительность движений, походка, |
70,0 |
19,0 |
6,0 |
5,0 | |
осанка | |||||
Общительность, коммуникабельность, умение |
69,0 |
25,0 |
3,0 |
3,0 | |
легко вступать в контакт с другими людьми | |||||
2 |
Преимущественные | ||||
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) |
65,0 |
25,0 |
6,0 |
4,0 | |
Авторитет, уважение окружающих |
64,5 |
24,5 |
4,5 |
6,5 | |
Пропорциональное, гармоничное развитие всех |
63,0 |
29,0 |
3,0 |
5,0 | |
показателей своего физического состояния | |||||
3 |
Противоречивые | ||||
Отдых, развлечение |
58,5 |
37,0 |
3,5 |
1,0 | |
Материальная обеспеченность |
57,0 |
33,0 |
4,0 |
6,0 | |
Высокий уровень развития силы, ловкости, ко- |
51,5 |
44,5 |
2,0 |
2,0 | |
ординации движений и др. физических качеств | |||||
Занятия физической культурой и спортом |
44,0 |
47,0 |
4,0 |
5,0 | |
Удовлетворенность учебой, работой |
44,0 |
48,0 |
6,0 |
2,0 | |
Успехи в работе |
35,5 |
53,5 |
2,0 |
9,0 | |
4 |
Частные | ||||
Знания о том, как устроен и работает человечес- |
28,0 |
48,0 |
12,0 |
12,0 | |
кий организм, как добиться его более совершен- | |||||
ной работы | |||||
Физическая подготовленность к избранной про- |
26,0 |
51,5 |
12,5 |
10,0 | |
фессии | |||||
Умение разбираться в технике, применять и ре- |
20,5 |
54,0 |
12,0 |
13,5 | |
монтировать ее | |||||
Общественная активность |
18,5 |
52,0 |
24,5 |
5,0 | |
Умение играть на музыкальных инструментах |
17,0 |
64,5 |
8,0 |
11,0 |