Физиологические основы обучения и тренировки юных пловцов
Сила мышц проявляется главным образом в величине развиваемого ими напряжения. Последнее же зависит от величины преодолеваемого внешнего сопротивления. По этой причине движения рук в воде вызывают, конечно, большее напряжение, чем движение рук в воздухе. Поэтому для передвижения в воде мышцы должны развивать соответствующее напряжение и обладать нужной силой. Надо, впрочем, учитывать, что величина сопротивления при плавании зависит от сечений тела. В детском и подростковом возрасте поперечники туловища, естественно, малы, и поэтому мало сопротивление его при продвижении в воде.
Скорость движения зависит от преодолеваемого сопротивления. Чем больше сопротивление, тем меньше скорость. Поэтому о максимальной скорости движения судят, предлагая совершать это движение при минимальном сопротивлении. Исследования детей разных возрастов показали, что быстрота отдельных движений и максимальная частота их при малом сопротивлении с возрастом увеличивается. Однако здесь обнаружилось существенное различие между возрастными изменениями силы и быстроты. Дети младшего школьного возраста обладают не только малой силой, но и малой быстротой движений.
При плавании движения никогда не могут совершаться с максимальной быстротой по той причине, что приходится преодолевать внешнее сопротивление воды. Вместе с тем быстрота движений здесь значительна. Если выразить силу и быстроту, развиваемые при плавании относительно максимальной силы и максимальной быстроты, то окажется, что относительная величина силы при плавании сравнительно невелика, а относительная величина быстроты большая. Развитие ловкости изучено еще мало. Ловкость проявляется главным образом в способности управлять своими движениями в пространстве и во времени. Для этого необходимо хорошо ощущать свои движения и анализировать их перемещения в пространстве и во времени. Эта способность зависит главным образом от развития двигательного анализатора. Исследования уровня развития двигательного анализатора, и в частности способности оценивать свои движения в пространстве и во времени, производились у детей школьного возраста. Эти исследования показали, что хорошо выраженное развитие двигательного анализатора происходит примерно к восьми годам, т. е. при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Выносливость также постепенно увеличивается с возрастом. Как уже указывалось, выносливость имеет свои качественные особенности в связи с качественными особенностями утомления при разных скоростях плавания.
Исследования показывают, что при лабораторных испытаниях выносливость при максимальной скорости движения может быть хорошо развита у детей среднего школьного возраста. Она может неплохо проявлять себя даже в младшем школьном возрасте. Распространено мнение о том, что горизонтальное положение тела при плавании создает облегчение работе сердца. При вертикальном положении якобы труднее перекачивать кровь по большому кругу, нежели при горизонтальном положении. Это мнение не совсем верное, потому что для передвижения жидкости в замкнутой системе сосудов не имеет значения, какое положение в пространстве занимает эта система. Вертикальное положение тела создает лишь затруднение в кровотоке при слабой работе «мышечного насоса», когда под тяжестью крови сосуды нижних конечностей несколько набухают. Надо, впрочем, заметить, что общая объемная скорость кровотока при этом сохраняется такой же, как и при горизонтальном положении. Преимущества горизонтального положения тела при плавании заключаются главным образом в отсутствии необходимости при движениях преодолевать собственный вес тела. Именно это преодоление представляет основную нагрузку при беге.
Заключение
Плавание — один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет.
Развитие двигательных способностей человека начинается с его рождения. Условия жизни, объем, разнообразие и характер движений в первые годы имеют большое значение для создания предпосылок спортивных достижений. В этом смысле дошкольную жизнь ребенка можно считать предварительным этапом физической подготовки. И речь здесь идет не только о раннем обучении плаванию. Для будущего пловца желательно, чтобы он уже в возрасте 5 — 6 лет научился дышать и передвигаться в воде любым способом. Но еще важнее для физического развития ребенка освоение многообразных по форме, структуре, темпу и ритму движений на суше.
Сейчас более целесообразно перейти к массовому обучению детей плаванию в раннем возрасте с последующим отбором талантливых к спортивному плаванию ребят.
В ДЮСШ путь юного пловца складывается из начальной спортивной подготовки в группах начального обучения и учебных группах, углубленной спортивной подготовки в учебно-тренировочных группах и, наконец, достижения мастерства в группах спортивного совершенствования.