Физиологические основы обучения и тренировки юных пловцов
Наряду с уменьшением продолжительности пауз между фазами дыхания пловец должен хорошо уметь задерживать дыхание. Задержки дыхания происходят на старте спортивного плавания, при прыжках в воду, во время рывка и ныряний.
Задержка дыхания не может быть продолжительной из-за кислородного голодания и избытка накопления углекислого газа. И то и другое производит возбуждение дыхательного центра, которое становится настолько значительным, что преодолевает произвольную задержку движения дыхательных мышц. При этом дыхание может начаться вдохом или выдохом, в зависимости от того, какая фаза дыхания этому предшествовала. Например, если дыхание задержано после вдоха, то во время задержки происходит все большее возбуждение центров выдыхательных мышц. Прекращение задержки сменяется выдохом. Если же дыхание было задержано после выдоха, то при этом происходит возбуждение центров вдыхательной мускулатуры и тогда первый акт дыхания после задержки будет вдох. Обычно дыхание задерживается после вдоха. Это обеспечивает большую длительность задержки. Во время ныряния полной задержки обычно не бывает, и по мере того как все больше возбуждаются выдыхательные центры ныряльщик совершает последовательные небольшие выдохи в воду. Здесь, однако, возникает опасность того, что после окончания подобных выдохов сразу же может последовать непроизвольный вдох под водой. Это же обстоятельство следует учитывать даже при обучении обычному плаванию детей. Если ребенок, а подчас и неопытный взрослый человек совершил полный глубокий выдох под воду, то вследствие резкого возбуждения вдыхательного центра он может непроизвольно немедленно начать вдох еще до того, как голова его появится над поверхностью воды. Все это говорит о том, что обучающийся плаванию должен уметь задерживать дыхание после любой его фазы. Кроме того, он должен обладать способностью при необходимости увеличить длительность задержки дыхания. Путем тренировки организм привыкает к тому, что во время задержки в крови может происходить все большее изменение газового состава без того, чтобы прекратилась задержка дыхания. Иначе говоря, в результате тренировки развивается способность тормозить возбуждение дыхательного центра при возрастающих изменениях газового состава крови.
Длительность задержки дыхания может быть увеличена также за счет предварительного произвольного усиления дыхания или так называемой гипервентиляции. Если перед нырянием производить усиленное дыхание, то длительность задержки дыхания может быть значительно увеличена. Происходит это потому, что при гипервентиляции уменьшается нормальный уровень содержания углекислого газа в крови и после этого потребуется больше времени для того, чтобы во время задержки дыхания концентрация этого газа достигла той высокой степени, при которой невозможно сдержать возбуждение дыхательного центра. Благодаря гипервентиляции на старте можно проплывать первую часть дистанции с задержкой дыхания, что в какой-то мере увеличивает скорость прохождения этого отрезка дистанции. Не следует, однако, стремиться к увеличению этого отрезка и задерживать дыхание до предела. Это лишь вызовет потребность в слишком частом дыхании, и пловец будет испытывать одышку, что может привести к значительной потере скорости.
При тренировке юного пловца особенное внимание следует обращать на развитие утомления. Утомление — естественный спутник напряженной физической работы. При спортивном плавании в соревнованиях утомление, наступающее в какой-то момент плавания, заставляет сбросить скорость. Борясь с наступившим утомлением, пловец чрезмерно напрягается; это перенапряжение нелегко достается организму и может оставлять длительные отрицательные следы. Поэтому важно, чтобы пловец правильно распределял свои силы на дистанции и чтобы его организм был тренирован для борьбы с наступающим утомлением. Тренеру необходимо отдавать себе отчет в том, каковы основные физиологические механизмы утомления при плавании.
Исследования показали, что характер развивающегося при плавании утомления зависит от скорости плавания и от дистанции. Утомление при плавании на короткую дистанцию, например, имеет мало общего с утомлением при сверхдальних заплывах. Установлены четыре формы утомления при упражнениях с циклическим характером движений, к которым относится и плавание.
Первая форма утомления развивается при плавании с максимальной скоростью. Если пловец совершает своими конечностями предельно частые движения, не заботясь при этом о чистоте стиля, то долго совершать столь частые движения он не сможет. Уже через 15—20 сек. начнется заметное снижение частоты движений. Быстро развивающееся утомление заставит его либо прекратить плавание, либо перейти на меньшую скорость. При максимальной интенсивности движений мышцы работают не потребляя кислорода. Заключенные в них энергетические вещества с громадной скоростью распадаются на более мелкие молекулы, отдавая при этом свою энергию для Мышечного сокращения. В этих условиях легко могут возникнуть два фактора утомления. С одной стороны, запасы энергетических веществ быстро уменьшаются, и само это уменьшение может служить препятствием тому, чтобы оставшаяся часть энергетических веществ распадалась с прежней скоростью. Иначе говоря, наступление частичного истощения энергетических запасов ограничивает работоспособность мышц. С другой стороны, в мышцах происходит накопление тех химических соединений, на которые распались энергетические вещества. Такое накопление продуктов распада (среди них главное место занимает молочная кислота) также создает препятствие для дальнейшей работы и может являться фактором утомления. Двигательные нервные центры при максимальной скорости движения находятся, естественно, в состоянии максимального возбуждения в тот момент, когда они посылают свои импульсы к мышцам. Максимум же возбуждения не может продолжаться долго и сменяется торможением. Такое торможение называется запредельным именно потому, что возбуждение достигает предельных величин. Запредельное торможение имеет охранительное значение, оно охраняет нервные клетки от губительного для них истощения. Есть также предположение, что при максимально частых движениях явления утомления сказываются и на органах мышечно-суставного чувства. Именно поэтому работа, вначале казавшаяся вполне доступной, начинает через сравнительно короткое время ощущаться как непомерно тяжелая. Это также заставляет прекратить работу или снизить ее интенсивность.