Экспериментальное исследование по отбору и подготовке юных волейболистов
Результаты, полученные в ходе психологического исследования, мы отобразили в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента у детей группы А
Название шкалы |
Кол-во детей, % | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Предметная энергичность |
50 |
30 |
20 |
Социальная энергичность |
60 |
20 |
20 |
Пластичность |
50 |
30 |
20 |
Социальная пластичность |
40 |
30 |
30 |
Темп или скорость |
60 |
20 |
20 |
Социальный темп |
40 |
30 |
30 |
Эмоциональность |
50 |
30 |
20 |
Социальная эмоциональность |
40 |
30 |
30 |
Контрольная шкала |
20 |
40 |
40 |
Предметная энергичность. Высокий уровень соответствовал 50% испытуемых детей. Что по этой шкале означает высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения. Низкие значения (у 20% детей) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.
Социальная энергичность. Высокие значения (60% детей) – коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию. Низкий уровень (20% детей) – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
Пластичность. Высокие значения (50% испытуемых) – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности. Низкий уровень (20% детей) – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
Социальная пластичность. Высокие значения у 40% детей свидетельствуют о широком наборе коммуникативных программ, автоматическом включение в социальные связи, легкости вступления в социальные контакты, легкости переключения в процессе общения, коммуникативной импульсивности. Низкие значения (30% испытуемых) – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
Темп или скорость. Высокие значения по данной шкале показали 60% детей. Это высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий. Низкий уровень (20% детей) – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
Социальный темп. Высокий уровень соответствовал 40% детей, для которых характерны речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата. Низкий уровень у 30% детей – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность и медленная вербализация.