Экспериментальное исследование по отбору и подготовке юных волейболистов
- при произвольных действиях не достигается абсолютная сила в полном смысле этого слова, а лишь максимальная сила. Причем она достигается только при условии применения солидного «теста максимального выполнения»;
- все измерения силы должны быть направлены в сторону динамической силы, а в её пределах отдельно на повторную, отдельно на взрывную и отдельно на амортизационную силу;
- измерение амортизационной силы, в основе которого находятся амортизирующие движения, представляет отдельную методологическую проблему, прежде всего из-за отсутствия стандартизированных и ситуационных тестов;
- при измерении относительной силы следует иметь в виду, что она особенно велика у самых юных спортсменов;
- выводы о всеобщем факторе силы на основании измерения силы малых мышечных групп (например, динамометрия кисти руки) ошибочны.
Наконец для волейболиста качество скоростно-силовых моторных проявлений необходимо рассматривать как совершенно самостоятельное качество, стоящее в одном ряду с быстротой, силой, и выносливостью, а развитие этого качества требует подходящих для него средств и методов тренировки.
Развитие быстроты с одной стороны, определено подвижностью и силой, а с другой – согласованностью между процессами раздражения и торможения нервной системы. В развитие быстроты огромную роль играют генетические факторы. Это ни в коей мере не исключает значение моторных навыков, структурных движений и необходимой мобилизации вегетационных функций в области совершенствования быстроты сложных моторных движений. Быстроту следует понимать как комплекс неврофизиологических качеств, которые предоставляют возможность для быстрого регулирования на стимул, т.е. быстрого освоения соответствующего пространства.
Быстроту составляют:
- быстрота нервно-мышечной реакции;
- быстрота отдельного движения;
- частота движений в единицу времени;
- произведение всех предшествующих компонентов;
- быстрота движений в пространстве;
Скоростные качества нужно рассматривать и оценивать не в отрыве от них ситуационной ценности, а лишь как в тесной связи с техникой, индивидуальной и коллективной тактикой. Понятие быстроты, воспринимаемое таким образом, включает в себя и другие качества: качество антиципации (передвижения) действия противника и своих товарищей по команде и качество быстрых и остроумных действий на базе предвиденного развития ситуации. Из этого следует, что быстрота специфических движений связана с быстротой и подвижностью развития ассоциативных процессов в мозге, или говоря упрощеннее с быстротой мышления, быстротой замысла и быстротой превращения задуманного образца (представление, картины движения) в моторный образ (выполнение).
При отсутствии стандартизированных положений тестов ищущий тренер может сам стандартизировать определенные ситуации, сформулировать их в стандартизированную задачу, задаваемую при равных условиях всем игрокам. Если при этом тренер правильно принимал во внимание общие закономерности, методологические правила и принципы, он может получить весьма полезные и надежные показатели быстроты.
Выносливость
определяется, как способность в течение длительного периода поддерживать заданную интенсивность и темп деятельности. Другими словами. Выносливость является не чем иным, как способностью противостоять утомлению или, ещё, проще говоря, выносливость и утомление - это две стороны одной медали.
Общая выносливость определяется, как способность производить длительную работу, в основном с невысокой интенсивностью. В физиологическом отношении такого рода нагрузки почти полностью соответствуют аэробным качествам, и терминологически общую выносливость можно приравнивать к аэробной работе. Общая выносливость увеличивает функциональные качества сердечно-сосудистой и дыхательной систем, т.е. аэробную мощность.
Специальная выносливость определяется как выносливость в ходе спортивной деятельности.
Оценки выносливости (а в соответствии с этим и оценки нагрузок) в волейболе принимают во внимание:
- интенсивность, качество и продолжительность работы;