Проблемы и перспективы развития делового туризма в Молдове
Винный туризм: la botul calului. Если же абстрагироваться от черного PR-а и взглянуть на вопрос широко, обнаруживается следующее: если иностранцы и слышали о Молдове, то в 99% из 100, эта информация была либо просто о вине, либо о празднике вина, либо о винном пути и погребах. По мнению многих экспертов, вино и все, что с ним связано, — это визитная карточка Молдовы и один из тех рычагов, с помощью которых страна развивает инкаминг. Так, по словам Светланы Лазарь, проведение Фестиваля вина, даже в той, не лучшей форме, в которой он проводится, привлекает большой поток туристов. «Мне кажется, нам нужно продолжать развивать национальный туристический продукт на основе виноградарства и виноделия. В данном направлении мы работаем. Есть конкретные начинания. Необходима политическая и инвестиционная поддержка, тогда результаты не заставят себя долго ждать», — обещает она.
Кстати, виноделие, по мнению эксперта, не единственная область, которую можно и нужно продвигать в качестве туристического направления в нашей маленькой и некурортной стране. Есть еще «темная лошадка», по имени экотуризм. Только вот, если виноделы в состоянии сами о себе заявить и позаботиться, то ей из деревенской глуши самой до заграничных граждан никак не докричаться.
Сельский туризм: в грезах о льготах. В Молдове о продвижении сельского туризма всерьез задумались примерно 7–8 лет назад. Хотя по свидетельству курирующей данную область Светланы Лазарь, дебютные шаги предпринимались еще в 1998 году. Тогда, открывая первый домик в деревне, все надеялись, что пример станет заразительным и, спустя некоторое время, большинство селян поймет, что хорошо зарабатывать можно, не выезжая из родного села. «Но наших селян пугает все новое — это, во-первых, в их селах отсутствует минимальная инфраструктура — это, во-вторых, а также (и это, в третьих): в форме льгот и беспроцентных кредитов государство их не поддерживает, — утверждает эксперт. — А создавать туристическую отрасль за счет энтузиазма таких людей ненормально. Был бы принят закон о льготах, так как это сделали в Польше, Румынии, Венгрии и Турции, у нас уже сегодня было бы больше тысячи агропансионов».
По словам генерального директора Агентства туризма Людмилы Думитраш, действительно нынешнее положение туризма в Республике Молдова объясняется недостаточным вниманием к развитию сферы услуг и отсутствием аргументированной политики в создании туристских инфраструктур. Такж,е по ее мнению, серьезной проблемой остается неполное использование существующего потенциала. В связи с этим качественные характеристики принимающих структур и прибыль от туристской деятельности причисляют Молдову к списку стран со слаборазвитым туризмом.
Тем не менее, продвижение имиджа Республики Молдова за рубежом и привлечение иностранных туристов в Молдову остается первоочередной задачей Агентства туризма. В связи с этим, по словам г-жи Думитраш, помимо международных выставок, Агентство активно участвует в семинарах, конференциях и исследованиях по осуществлению различных проектов. Плюс к этому Агентство передает молдавским посольствам, аккредитованным за рубежом, СD и брошюры «Винный путь в Молдове», фильмы Moldova de azi и Bine aţi venit în Moldova на трех языках.
Также информирует о Молдове потенциального туриста и канал Moldova Internaţional TV. По словам директора Людмилы Барбэ, программа ТВ канала изобилует концертами народной и современной молдавской музыки, есть серия передач об искусстве и народных промыслах. В полном смысле туристическими можно назвать документальные фильмы, идущие в эфире под рубриками Dеscoperă Moldova и Moldova — patria mea. В ежедневной сетке вещания такого рода материалы занимают от 30 минут до часа.
6. Дается дающему
О том, насколько аттрактивно действуют на потенциального туриста вышеперечисленные иллюзорные PR-ходы неизвестно. А вот факт, что все в нашей стране упирается в финансирование, общеизвестно. Также не новость, что правильно функционирующая сфера туризма как раз способна не только вытянуть страну из затяжного кризиса, но и создать предпосылки для ее процветания. Государства, живущие за счет туризма, — яркий тому пример. Существует даже шутка: «Киприоты не боятся землетрясений. Чем больше на Кипре развалин, тем больше туристов».