Проблемы и перспективы развития делового туризма в Молдове
В отличие от проблемы дорог, мнения операторов касательно дороговизны гостиниц единогласны. Так, по словам гендиректора TATRAbis Емельяна Дзугаса даже в Карловых Варах номер в 4-звездочном отеле можно снять за 50 евро в сутки. В Кишиневе такого дешевого номера, естественно, не найдешь! «Но здесь у туристов, — утверждает он, — всегда есть выбор: пойти в «звездную» гостиницу и оставить там большую часть своих средств либо устроится в агропансион и сэкономить, потратив всего 15–20 евро в сутки».
Последнее предложение действительно выгодно и все более популярно на день сегодняшний, но есть одно НО! Автономные туристы, не пользующиеся услугами турагентств, вряд ли самостоятельно найдут адрес семьи, предоставляющей недорогие услуги и уют «домика в деревне».
3. Авиаперелет. Не по стране цены!
Преградой № 3 в стране является опять же дороговизна — теперь уже авиаперелетов. Такая ситуация, по мнению экспертов, сложилась в связи с монополей национальной авиакомпании, которую поддерживает государство. Плюс к этому в Молдове нет понятия дешевых авиамаршрутов, как в Европе, когда полет предполагается low cost: без питания и обслуживания стюардессами (в этом случае, например, из Лондона в Париж и обратно билет стоит всего 90 евро).
Кроме того, чтобы развивать республику в качестве туристического направления, необходимо, чтобы ее турпакеты взяли на вооружение крупные туроператоры. Но, по словам председателя НАТА, как только они смотрят на нашу ценовую политику, отказываются продвигать Молдову. «Ведь цена авиаперелета составляет около 60–65% от стоимости одного туристического пакета, а один день пребывания обходится туристу минимум в 100 евро (и это не считая оплату экскурсий и передвижений внутри страны). Иностранцам легче и дешевле посетить Францию, Италию и другие западные страны вместо того, чтобы тратить свыше 1000 евро за наделю путешествий по Молдове. Выходит, что продукт, который мы продаем на мировом рынке, неконкурентоспособен», — заключает Севастьян Ботнарь.
Таблица 1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (в оба конца на 1 персону). ЗАКАЗ ОСУЩЕСТВЛЕН ЗА МЕСЯЦ НА ИЮНЬ 2010 Г. (евро)
Кишинев (авиакомпания Air Moldova) |
Бухарест (авиакомпания Tarom) |
Бухарест (авиаоператоры low cost) | |
Париж |
416 |
248 |
164 |
Лондон |
416 |
295 |
119 |
Рим |
358 |
194 |
29 |
Мадрид |
424 |
177 |
99 |
Брюссель |
529 |
178 |
129 |
4. Театр начинается с вешалки, страна — с таможни!
Не менее проблематичен для туристов Молдовы и переход государственных границ. Практически у каждого второго иностранца, пересекающего границы Молдовы, есть что рассказать о порядочности и корректности работников таможенных органов. Речь в основном идет как об отсутствии такта и желания понять, так и о несуществующих сборах либо беспричинных штрафах. Чтобы не быть голословными, опишем два происшествия, свидетелем которых нам «посчастливилось» быть.
В первом под раздачу попали наши друзья из Хорватии, которые рискнули путешествовать на автомобиле и, проходя молдавскую таможню, уплатили 20 евро за взнос реальной стоимостью всего 80 лей. Оказалось, на таможне им радушно предложили заплатить в удобной для них валюте и, предоставив купюру номиналом в 20 евро, хорваты так и не дождались сдачи. После долгих телефонных угроз с нашей стороны и отпирательств таможенника, неосмотрительно подписавшего своей фамилией счет, истина восторжествовала. Покидая Молдову через неделю после происшествия, хорватская машина была замечена, а нужная сумма возвращена вместе с целованием ручек и пожеланиями счастливого пути. Как прокомментировали этот случай тактичные хорваты? Они сказали, что такие поступки немного сглаживают яркие и приятные в своем большинстве впечатления от гостеприимной Молдовы.