Текущий контроль уровня развития физических качеств юных баскетболистов 11-12 лет
Современный уровень спортивных достижений настоятельно требует постоянного совершенствования различных форм работы со спортсменами на всех этапах становления их спортивного мастерства. Как показывает практика, применение современных средств и методов спортивной тренировки должно находиться в органической связи с учетом различных сторон физической подготовленности спортсменов, что в значительной степени повышает эффективность тренировочного процесса.
Всестороннее развитие спортсмена: его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями, физическое совершенство в целом – основа спортивной специализации. В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает в развитии остальных.
Принцип всесторонности приобретает в занятиях с юными спортсменами особое значение. В связи с тем, что в детском и подростковом возрасте организм человека находится в стадии формирования, воздействия физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей и подростков, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки спортсмена играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности. Несмотря на конкретные различные формы проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых реализуются в том или ином виде спорта.
Для достижения высокого спортивного результата первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности спортсмена, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и сочетание этих качеств в соответствии с особенностями вида спорта. При формировании физических качеств происходит биохимическая и структурная перестройка органов и мышечной системы. Развитие качественных сторон двигательной деятельности обусловлено совокупностью возникающих в организме при тренировке морфологических, биохимических и физиологических изменений, что только изменения во всех этих системах дают возможность успешно развивать физические качества человека. Проявление физических качеств взаимосвязано и взаимообусловлено. Основа этой взаимосвязи в том, что каждое из качеств, хотя и имеет специфические особенности, является функцией нервно-мышечного аппарата человека. Физиологический механизм образования двигательного навыка – механизм временных связей. Поскольку совершенствование физических качеств происходит в процессе формирования двигательных навыков, то и в их основе лежит механизм временных связей. Качественные особенности двигательной деятельности обусловлены координационными отношениями в центральной нервной системе, создающимися в ней при ведущем участии коры больших полушарий, путем образования сложнейших условно-рефлекторных связей. Таким образом, физические качества человека развиваются в течение индивидуальной его жизни по типу временных связей. Они зависят друг от друга в своем развитии и отражают возрастно-половые особенности развития организма.
Вопросы методики воспитания физических качеств у юных спортсменов тесно связаны с проблемой так называемой «ранней спортивной специализации». Только при правильной трактовке данной проблемы могут быть успешно решены вопросы своевременного и эффективного развития этих качеств.
Актуальность работы:
В настоящее время в арсенале тренеров-практиков имеются разнообразные методы тестирования (педагогические, физиологические, психо-физиологические, биохимические), позволяющие получить в каждый конкретный момент объективное представление о тех или иных сторонах физической подготовленности спортсмена.
Рабочая гипотеза
исходила из предположения о том, что возрастные особенности физической подготовленности предопределяют неодинаковую реакцию организма спортсменов на физические нагрузки, в связи, с чем интерпретация данных этого тестирования применительно к юным спортсменам нуждается в коррекции.
Целью
настоящей работы явилась разработка конкретных рекомендаций по диагностике двигательных способностей юных спортсменов (баскетболистов 11-12 лет), оцениваемого по уровню физической подготовленности в процессе выполнения ими тренировочных нагрузок.
Для достижения поставленной цели решалась основная задача
– изучить динамику развития физических качеств у юных баскетболистов 11-12 лет.
Практическая значимость
работы заключается в возможности использования показателей физической подготовленности в текущем контроле функционального состояния юных баскетболистов.
- Возрастные особенности занятий спортом
- Физические качества, их характеристика и тренировка
- Диагностика физической подготовленности в системе управления тренировкой юных баскетболистов
- Цель и задачи исследований
- Методы исследований
- Показатели, характеризующие тренировочные воздействия
- Результаты педагогического тестирования