Диагностика физической подготовленности в системе управления тренировкой юных баскетболистов
Проблема управления тренировочным процессом занимает многих исследователей в области спорта. Определение соотношений между количественными показателями тренировочных нагрузок (объем и интенсивность) с результатами тестирования является важнейшей частью управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования. Чтобы эффективно управлять, нужна по возможности более полная информация о спортсмене, его морфологических особенностях, функциональных возможностях, уровне специальной физической, технической, тактической, психологической подготовленности, состоянии здоровья, способности к быстрому восстановлению после больших нагрузок.
Проблема нормирования тренировочных нагрузок – одна из актуальных в теории физического воспитания. Особенно актуальна она для теории и методики детского спорта, где применяемые тренировочные нагрузки должны соответствовать функциональному состоянию организма юных спортсменов.
Многие авторы считают необходимым применять в занятиях с детьми лишь адекватные их возрастным особенностям нагрузки: выполнение в этот период тяжелой работы, особенно специфической, может оказать только отрицательное влияние. Предъявление оптимальных тренировочных требований в период роста организма способствует повышению физической подготовленности юного спортсмена, что приводит к росту спортивных результатов. Для того, чтобы соразмерить тренировочную нагрузку с возможностями юных спортсменов, необходимо оценивать степень восстановления. В связи с этим разрабатываются педагогические контрольные испытания, которые, отвечая требованиям валидности, в тоже время, просты в применении.
Существует два основных критерия для оценки состояния спортсмена. Первый критерий связан с использованием модельных характеристик. В этом случае говорят, что у спортсмена высокий уровень показателей тренированности и мастерства, т.е. близкий к модельным характеристикам или далекий от них. В качестве второго критерия берутся показатели, зафиксированные ранее у одного и того же спортсмена, потом сравниваются с показателями, характеризующими его в настоящее время.
Одна из основных задач спортивной тренировки – стимулировать неуклонное повышение физической подготовленности, определяющих уровень выносливости, силовых и скоростных способностей и других физических качеств в соответствии с возрастными особенностями баскетболистов, целями и задачами его многолетней подготовки. Другой важнейшей задачей является постепенное подведение юного спортсмена к тем объемным тренировочным нагрузкам, которые на этапе углубленной специализации и достижения спортивного мастерства выступают в качестве главного условия повышения специальной работоспособности.
Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности. Комплексный учет всех этих разнообразных факторов делает проблему управления процессом спортивной тренировки одной из наиболее важных и трудно решаемых в теории и практике физического воспитания.
В связи с этим особенно важное значение для повышения эффективности тренировочного процесса приобретает текущая диагностика различных сторон функционального состояния спортсменов ( и в частности юных баскетболистов), что позволяет постоянно следить за эффективностью тренировочных нагрузок и при необходимости вносить соответствующие коррекции в тренировочную программу.
Существует большое разнообразие методов такой диагностики. Однако не все они в одинаковой мере отличаются достаточной информативностью и валидностью.