Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане
Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане второй половины XIX - начала XX в. (исторический аспект)
Физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, но и объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в обществе. На определённой стадии своего развития эти процессы организационно оформляются и юридически закрепляются в виде формальных организаций, т.е. институализируются.
Процессы институализации субьектно-объектных отношений в физической культуре и спорте в Казанской губернии зародились во второй половине XIX в. Данный исторический период характеризовался процессами зарождения качественно новой стадии осмысления сущности физической культуры, её ценностного потенциала [3, 4].
Первым, на наш взгляд, социально значимым фактором, повлиявшим на развитие физической культуры в этот период, явилась инициатива учёных Казанского университета по научному обоснованию методики и организации занятий физическими упражнениями и играми.
В Казани первым публичным выступлением, в котором затрагивались вопросы научного обоснования физического воспитания, была лекция Н.О. Ковалевского "О деятельности мышц", состоявшаяся в 1869 г. (Н.О. Ковалевский - основоположник экспериментального направления в отечественной физиологии, основатель авторитетной в России казанской физиологической школы, в 1880-1882 гг. - ректор Казанского университета). В своей лекции Н.О. Ковалевский пропагандировал необходимость развивать двигательную активность организма, выступил против существующей системы физического воспитания учащейся молодёжи и говорил о создании системы физического воспитания, лежащей в основе "…здоровья организма, приобретения сил и правильного развития всех двигательных механизмов тела" [1, с. 17]. В 1870 г. Н.О. Ковалевский организовал и возглавил Отдел физического воспитания при Казанском обществе врачей, который приоритетными считал следующие задачи: изучение потребности учащейся молодёжи в занятиях физическими упражнениями и играми, выработку предложений по их организационному, методическому, материально-техническому, кадровому и научному обоснованию [7, с. 1-26 ].
Активное участие в работе Отдела физического воспитания , приняли заведующие кафедрами, профессора Казанского университета известные как в России, так и за рубежом: Е.В. Адамюк (основатель Казанской школы офтальмологов), И.А. Больцани (физик), В.Д. Владимиров (хирург), Н.Ф. Высоцкий (организатор и первый директор Бактериологического и Женского медицинских институтов в Казани), И.М. Гвоздев (основатель казанской школы судебной медицины), И.М. Догель (один из основоположников экспериментальной фармакологии в России), И.И. Зедерштедт (терапевт), А.В. Петров (патологоанатом, способствовал становлению санитарно - профилактического направления общественной и земской медицины в России), Н.А. Толмачёв (педиатр), А.И. Фрезе (психиатр, организатор и директор первой в России Окружной психиатрической лечебницы в Казани), А.Я. Щербаков (биохимик) и др.