Понятие о двигательных умениях и навыках
Поскольку автоматизация действий, как отмечает Э.Я. Степаненкова [17] не связана с необходимостью анализа совершаемых действий, резко сокращается время выполнения самого действия. Сокращает это время и предвосхищение каждого последующего движения, когда последующее движение готовится во время окончания предыдущего. Это наряду с уточнением образа действия и исключением из двигательного акта лишних движений, ненужных мышечных групп создает слитность, плавность движения.
Улучшение пространственной точности движений, соразмеренности движений по амплитуде, усилиям и времени связано не только с уточнением эталонов этих движений, но и с устранением излишнего психического, а порой и эмоционального напряжения, возникающего от желания обучающегося сделать его правильно.
В программах обучения детей дошкольного возраста уделяется внимание развитию физических качеств, в частности развитию двигательных умений. Анализ программ "Я у світі" [1] и "Дитина"[13] позволяет выявить основные направления работы по развитию двигательных умений и навыков. Анализ программ предложен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Сравнительная характеристика программ дошкольного воспитания "Я у світі" и "Дитина" по развитию двигательных умений и навыков
Программа "Я у світі" |
Программа Дитина |
- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности; - обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр; - содействие развитию двигательных способностей; - воспитание положительных морально-волевых качеств; - формирование привычек здорового образа жизни. |
Цели: 1. Физкультурно-оздоровительная работа на основе игровой мотивации. 2. Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей. 3. Работа по совершенствованию у детей двигательных действий, сформированных в предыдущей возрастной группе. 4. Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности (скоростных, силовых и координационных способностей, общей выносливости, гибкости) Задачи: - продолжать работу по улучшению условий физического развития детей. - систематизировать структуру занятий. - повысить качество двигательной активности детей в свободное время. осушествлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболеваний. - продолжать работу по индивидуальному сопровождению детей по всем компонентам здоровья (психическое, соматическое, физическое, духовно-нравственное, социальное). |
Базовой программой развития дошкольников "Я в мире" предусмотрены следующая физкультурно-оздоровительная работа: формирование у детей потребности в ежедневном выполнении утренней и гигиенической, после дневного сна, гимнастики (длительность 8-12 минут); развитие умения четко выполнять общеразвивательные упражнения в разных исходных положениях, с большей амплитудой, в заданном темпе. Педагог проводит ежедневные занятия по физической культуре длительностью 30-40 минут, привлекает детей к подготовке и уборке физкультурного оборудования, заинтересовывает самостоятельной игрой в естественных условиях, организации подвижных игр и выполнение физических упражнений во время прогулки (длительность 45-60 минут), игр спортивного характера (игры-эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и потому подобное). На занятиях по физической культуре и прогулках совершенствуются умения дошкольника кататься на велосипеде, самокате, коньках, санках. Педагог привлекает воспитанников к подготовке физкультурных праздников, спортивных развлечений, командных соревнований, дней здоровья, продумывает маршруты и задания пеших переходов, побуждает их к проявлению выносливости, ловкости, настойчивости, изобретательности, сочувствия, взаимопомощи.