Методы исследования
1. Анализ научно – методической литературы.
2. Методы опроса (анкетирование, беседа).
3. Тренинг.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
1. Анализ научно – методической литературы
Анализ научно – методической литературы применялся с целью изучения теоретических основ по формированию здорового образа жизни подростков, обоснования актуальности выбранной темы, определения задач исследования и выявления путей их решения.
При анализе литературных источников (учебников, пособий, журналов, программ и т.д.), основное внимание уделялось работам, в которых рассматривались вопросы, в большей мере относящиеся к теме исследования: формирование здорового образа жизни школьников 9 класса на уроках физической культуры. При разработке программы по формированию здорового образа жизни, использовались журналы «Основы безопасности жизни», где полностью описаны составляющие здорового образа жизни. Совместно с журналами, изучалась комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996).
2. Опрос (анкетирование, беседа).
Анкетирование наиболее распространенная форма опроса, проведение которого предусматривало получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизованных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет (Г.Д.Бабушкин1999).
В ходе исследования 5 декабря в период с 9.50 до 10.30, на базе средней общеобразовательной школы № 22, было проведено анкетирование, с целью определения уровня информированности подростков по проблемам формирования здорового образа жизни.
В анкетировании приняли участие учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов МОУ СОШ № 22, в количестве 40 человек (20 юношей и 20 девушек). Все они являются жителями г.Южно-Сахалинска. Содержание анкеты предоставлено в приложении 1.
В нашем исследовании беседа проведена в МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска 10.12.2009 с 9.50 до 10.30.
Цель беседы: повысить уровень информированности в выработке сознания о компонентах, составляющих здоровый образ жизни школьника.
В беседе приняли участие 20 учеников 9 класса, из них 10 девушек и 10 юношей.
Беседа проходила в привычной для учеников обстановке: в их классе. В процессе знакомства, мы сумели создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, но при этом мы старались соблюдать педагогический такт.
В процессе беседы учащимся 9 класса были заданы вопросы следующего характера:
1. Соблюдаете ли Вы, режим дня? Задумывались ли Вы о его разработке, индивидуально для каждого из вас?
2. Можно ли ваше питание назвать регулярным и рациональным?
3. Всегда ли Вы ложитесь спать вовремя?
1. Что такое, в вашем понятии, здоровый образ жизни?
2. Посещаете ли Вы спортивные секции?
3. Являются ли вредные привычки серьезным риском для здоровья человека?
3. Тренинг – это метод формирования умений и навыков, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка (Холодов Ж.К., Кузнецов В. С.2003.)
Игровой метод характеризуется организацией двигательного действия в виде игры, т.е. созданием условной ситуации, в которой взаимодействие между участниками определяется некоторыми правилами. Для игрового метода характерны следующие методические способности: