Методы физической подготовки борца
5. Систематическое использование комплексов контрольных испытаний на всех этапах многолетней тренировки и в годичных циклах [13].
В.П. Сердюк с соавтором утверждает, что методика обучения и совершенствования техники спортивной борьбы получила широкое освещение в учебно-методической и научной литературе. Тем не менее, в течении вопрос о количестве повторений того или иного приема во время его изучения и совершенствования до сих пор остался неизученным. С целью восполнить этот пробел был проведен эксперимент. Задача состояла в том, чтобы определить количество повторений и качество усвоения броска «мельницей» в процессе обучения и совершенствования.
Обучение и совершенствование броска «мельницей» проходило по типичной стандартной схеме. Борцы проводили прием поочередно в упражнении с несопротивляющимся партнером. Регистрировалось количество бросков, проведенных каждым занимающимся, определялась частота сердечных сокращений сразу по окончании периода работы.
Во время изучения и совершенствования приема постоянно корректировалась техника его выполнения с каждым занимающимся.
Исходя из полученных данных, можно судить, что стабилизация навыка приема идет путем многократного повторения его. При методически обоснованном количестве повторений повышается точность воспроизведения всех параметров движения [14].
О.П. Юшков считает, что максимизация нагрузок предъявляет высокие требования, как к функциональному состоянию организма борца, так и к технике исполнения приемов. В таких условиях решающее значение приобретает правильное обучение технике борьбы на начальном этапе.
Согласно современным представлениям, точность движения основана на непрерывной их коррекции в ответ на сигналы обратной связи, главным образом проприоцептивные и зрительные. Эта коррекция осуществляется в микроинтервалах времени по ходу двигательного действия.
Постоянное предварительное корректирование способствует технически правильному закреплению двигательного действия, кроме того, позволяет выполнять разученное действие сразу на высоком техническом уровне.
Развитие физических качеств, проводилось в соответствии с возрастными особенностями и во взаимосвязи с изучаемой техникой.
Постоянный учет, проверка и оценка изучаемой техники борьбы позволяют объективно судить об эффективности обучения, его положительных и отрицательных сторонах, установить причины недостатков и увидеть пути совершенствования учебного процесса. Кроме того, систематический контроль за изучаемой и совершенствуемой техникой позволяет стимулировать юных борцов на сознательную работу, придавать уверенность их действиям.
Разработанная методика педагогической оценки технических действий экспериментально проверена и подтверждена инструментальными методами [15].
А.К. Морозов известно, что спортивное мастерство зависит от уровня развития физических качеств и теоретической подготовленности. Вместе с тем высоким уровнем технико-тактической подготовленности является основой мастерства спортсменов, во многом определяет их возможности.
Вся суть выполнения технических действий в спортивной борьбе к ограничению степени свободы движения противника в атаке.
Анализ научно-методической литературы, анкетного опроса, педагогических наблюдений позволил определить, что 75-80 % приемом в соревнованиях по вольной борьбе составляют переводы, сбивания и броски различными захватами ног. Вместе с тем выявлены их низкая эффективность и результативность, что объясняется отсутствием в теории и практике вольной борьбы четких, научно обоснованных рекомендаций по технике выполнения и необходимых количественных и качественных технических приемов.