Содержание экспериментальной методики
Надежность технико-тактических действий существенным образом зависит от уровня развития физических способностей и морфологических особенностей, которые, в силу этого, занимают важное место в структуре игровой соревновательной деятельности спортсменов. Особенно это актуально в юношеском волейболе, на этапе начальной специальной подготовки, когда роль физической подготовки начинает существенно сказываться на эффективности соревновательных действий юных спортсменов. Исследователями установлено, что у юных спортсменов-игровиков ограничен арсенал технико-тактических действий и низок уровень специальных физических способностей.
В связи с этим главной целью нашей практической работы было улучшения физической подготовленности юных волейболисток. Экспериментальная методика основывалась на общих методических подходах, изученными нами в процессе анализа научно-методической литературы по волейболу. В то же время нами были внесены в нее ряд авторских дополнений.
В исследованиях средств и методов физической подготовки юных волейболистов наиболее важны вопросы формирования и совершенствования двигательных навыков, влияющих на успешность выступления в соревнованиях. Специализированная тренировка включает нагрузки, направленные на развитие физических качеств, которые необходимы для выполнения действия в конкретном виде спорта.
Поиск новых методов оптимизации физической подготовки ведет к созданию таких тренировочных программ юных спортсменок, которые отвечают специфике пляжного волейбола. Результаты исследования программ тренировочной и соревновательной деятельности отражают динамику специальных физических качеств по результатам комплексного тестирования. Основой для анализа исследуемых показателей служат информативные характеристики, а их изменение в годичном цикле подготовки позволяет судить о приросте функциональных возможностей спортсменок. Общая и специальная подготовка юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе, предусматривала решение задач, необходимых для успешной соревновательной деятельности. При систематической тренировочной и соревновательной деятельности скоростно-силовая подготовка строилась таким образом, чтобы избирательно воздействовать на те группы мышц, которые определяют эффективность игровой деятельности. Специализированная подготовка предусматривала определение для каждой спортсменки игровых функций в соответствии с индивидуальными особенностями, совершенствование техники и тактики действий волейболисток. Участие в учебных и контрольных играх решало также задачи повышения психологической устойчивости в разных игровых ситуациях.
Для развития прыгучести нами применялись следующие упражнения:
- Прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.
- Прыжки в приседе
- Прыжки с уступающе - преодолевающим воздействием: запрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание на пол.
- Прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах
- Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 3 мин.
- Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 30 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 15-20 прыжков подряд.
- Серийные прыжки - «ножницы». В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами в стороны.
- Многоскоки на одной ноге с акцентом на лучший результат.
- Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Сериями по 15 - 20 сек.