Упражнения на развитие качеств
· Ловля мяча после неудачного выполнения приема с целью прекращения упражнения и более быстрого начала новой попытки.
· То же из-за лени наклоняться за мячом.
· Ловля или касание, утверждая: «Все равно никто не сыграет».
· Непроизвольное касание мяча по привычке.
· Выполнение упражнений, даваемых учителем, с двумя касаниями подряд, вырабатывающими такую привычку.
· Неумение увернуться от мяча, падающего на игрока после его же передачи, и т.п.
Учащимся надо запомнить, что нельзя касаться мяча два раза подряд ни при каких условиях. Если упражнение не получилось, то пусть выручает партнер или мяч падает на пол. Только после падения мяча на пол (касания пола) его можно брать в руки. Это правило касается как игры, так и абсолютно всех упражнений.
Тренеру необходимо разъяснять учащимся это правило и требовать его соблюдения при выполнении любых упражнений. Иногда вплоть до наказания отдельных учащихся или команды. Например, проигрыш 3-х очков, а не одного.
Большинство игр и игровых упражнений проводится с тремя касаниями мяча на каждой стороне площадки. Это обязательное условие заставляет школьников учиться управлять мячом, что является необходимой подготовкой к игре с нападающими ударами. В этом случае дети вынуждены осуществлять групповые взаимодействия (тактические), из которых, и складывается игра в волейбол.
Обязательная игра в 3 касания на каждой стороне вовлекает в игру большее число учащихся. При этом отсутствует бессмысленная «перестрелка» 2–3 игроков с разных сторон сетки.
Занятия всегда должны организовываться так, чтобы в них принимали участие все учащиеся класса. Даже в том случае, когда это бывает невозможно из-за специфики упражнения, игроки должны меняться так, чтобы на площадке обязательно побывали все.
Если при выполнении упражнения в учебной игре или в школьных соревнованиях учащихся больше 6, то смена производится круговым способом. При переходе игрок из зоны второго номера садится на скамейку, а очередной игрок со скамейки встает в зону первого номера. Аналогичным образом проводится замена и при любом другом количестве игроков на площадке.
На начальном этапе обучения тактике обращают внимание учащихся на следующее:
· Расположение игроков на площадке в тот или иной момент игры.
· Кому или куда (в какое место площадки) посылать мяч.
· Какой игровой прием применить.
· По какой траектории посылать мяч.
Причем на все эти пункты обращают внимание при обучении, как индивидуальной тактике, так и групповой и командной.
Обычно описание и подбор упражнений даются в их методической последовательности, т.е. по степени возрастания сложности. Считается, что это наиболее удобно в работе. Но нигде нет указания на то, в каком классе их надо давать или с какого класса начинать. Тренер должен определить это сам в зависимости от уровня подготовки детей и их возможностей, а также от количества уроков, отведенных на волейбол.
Сколько времени выполнять то или иное упражнение и в течение скольких уроков, учитель также решает сам.
При подборе упражнений с акцентом на технику игры необходимо вносить соответствующие коррективы.
Все выше перечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению игре в целом. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к игре и с удовольствием играют в нее.
Однако тренеру не стоит огорчаться, если дети слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая работа из года в год обязательно даст свои плоды и приведет к хорошим результатам по окончании обучения детей в школе.
Проверка знаний по тактике и их оценка проводятся во время учебных игр. Здесь следует отметить, что знать и уметь – это одно и то же.
Во время учебных игр, направленных на совершенствование конкретных тактических действий, тренер наблюдает за учащимися и оценивает их. В данном случае основной упор делается именно на тактику, а не на техническое исполнение приемов игры.