Упражнения на развитие качеств
Для развития прыгучести:
1. Прыжки боком через скамейку.
2. Перепрыгивание через скамейку из и.п. стоя боком левая нога на скамейке, правая на полу, 1-2 –поменять ноги, 3-4 – и.п.
3. Для более подготовленных: из и.п. скамейка между ног, 1 – выполнить прыжок и сделать касание или хлопок стопами над скамейкой, 2 – и.п.
4. Скамейка вдоль сетки в 50 см от нее, с небольшого разбега перепрыгнуть ее на двух ногах и вторым прыжком постараться рукой достать до верхнего края сетки.
Это упражнение используется в дальнейшем для обучения разбегу и прыжку при нападающем ударе.
5. Гимнастический мат подвешен к баскетбольному щиту, прыжки и хлопки ладонью максимально высокой точке.
Это упражнение в дальнейшем можно использовать для обучения нападающему удару и подаче в прыжке.
6. Прохождение прыжковой полосы препятствий (количество препятствий 5-6.)
Полоса состоит из выше описанных упражнений.
Упражнения, направленные на преимущественное развитие специальной выносливости волейболистов, рекомендуется выполнять в начале основной части занятия.
Теперь желательно освоить еще одно важное умение в специальной подготовке волейболистов – развитие умения расслабляться.
Общая и специальная выносливость развивается тем лучше, чем выше моторная плотность тренировки или чем больше затрачено времени на отработку специализированных упражнений, упражнений на развитие основных физических качеств или упражнений соревновательной направленности.
На начальном этапе обучения, наряду с изучением основных элементов волейбола, тренер должен прививать детям любовь к этому виду спорта, постараться «зацепить» учеников. Поэтому выбор методов и средств развития игровых навыков должен быть тщательно продуман.
По нашему мнению, большинство упражнений в данном периоде обучения должны иметь игровую направленность. Именно поэтому стараемся каждому упражнению дать понятное для детей название. Необходимо также максимально использовать спортивный инвентарь – мячи, скамейки, маты, волейбольную сетку и т.п.
Подготовительную часть тренировки целесообразно проводить, используя упражнения с мячом. Упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах или тройках.
В основной части тренировки необходимо решить основные задачи, поставленные перед нами, а именно – научить принимать нужные стойки и правильно перемещаться, основным техническим приемам – верхний и нижний прием, верхняя и нижняя передачи, различные виды подач. Здесь, наряду с объяснением и показом правильного выполнения приема, предлагаю детям интересные имитационные и подготовительные упражнения, которые помогут ученикам при самостоятельном их выполнении и самоконтроле.
На данном этапе важным является своевременное выявление и исправление ошибок, чтобы не дать им укорениться и войти в привычку. Например, некоторые учащиеся допускают сгибание рук в локтевом суставе во время нижнего приема, что приводит к неправильному отскоку мяча – назад или в лицо. Таких ошибок в начале обучения встречается очень много.
Обязательным элементом основной части тренировки является игра. Это могут быть как игры для общей физической подготовки, так и для отработки технических и тактических действий.
В заключительной части отмечаю положительные и отрицательные моменты выполнения упражнений или игры индивидуально каждого ученика. На примере одного - двух учащихся акцентирую внимание на точности выполнения технического или тактического действия. Итоги подводят сами дети, что получается, что нет, почему.
Если техника – это выполнение того или иного приема игры, то тактика – какой из приемов выполнять (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке (в тот или иной момент игры).
Причина двух касаний всегда одна – плохое выполнение игрового приема (над собой). Но формы касаний и оправдания их «целесообразности» бывают различны. Например:
· Выполнение двух игровых приемов подряд, для «продолжения игры» (при обучении, в разминке и т.п.).