Основы трехфазного дыхания (методика Кофлера – Лобановой – Лукьяновой)
Никогда не следует выдыхать до конца, надо расходовать примерно до половины запаса воздуха, находящегося в легких. Иначе паузы не получится, а вдох окажется судорожным и неестественным.
Правильность выдоха, как и всего цикла, контролируется неподвижностью плеч.
Упражнение№2
Схема упражнения:
Выдох – пффф
,
Пауза,
Возврат дыхания (раз);
Ссс,
Пауза,
Возврат дыхания (раз);
Ссс,
Пауза,
Возврат дыхания;
Пффф
,
Пауза,
Возврат дыхания,
Отдых.
Упражнение выполнять 2 – 3 раза.
При выполнении всех трех фаз дыхания плечи и верхняя часть груди должны оставаться неподвижными, процесс дыхания отличаться только движением нижних ребер, которые слегка раздвигаются при возврате дыхания и сдвигаются при выдохе. Иными словами, система трехфазного категорически отрицает насильственное «затягивание» воздуха в легкие, то есть глубокое дыхание.
Упражнение №3
Положение « смирно».
Эта поза знакома каждому: позвоночник прямой, плечи развернуты, живот подтянут. Стойка «смирно» выполняется без напряжения, ка «легкое смирно», при этом мышцы брюшного пресса слегка подтянуты и напряжены.
Схема упражнения:
Выдох – пффф
,
Пауза.
Возврат дыхания,
«легкое смирно» (основная стойка);
Пффф
,
Пауза,
Возврат дыхания,
«вольно» (расслабить мышцы брюшного пресса).
При выполнении следить за плечами и грудью. Они должны быть неподвижны все время. В данном упражнении не должно быть никаких зажимов и неудобств.
Очень большое значение для укрепления дыхательного аппарата имеет степень подвижности мягкого неба. Основные упражнения по укреплению дыхательного аппарата строятся на отработке правильного произнесения букв, слогов и фраз.
Важными упражнениями для развития грудного резонирования является произнесение звуков «ж» и «з».
Очень эффективные дыхательные упражнения на гласных звуках.
В этой методике упражнений много, они разносторонние и тщательно прорабатывают весь дыхательный аппарат. Их нужно выполнять по нарастающей сложности, поэтому осваивать их надо последовательно, одно за другим. Самое главное – это освоение принципа трехфазного дыхания. Оно должно стать привычным, чтобы пользоваться им во всех случаях, когда организм утомляется.
Заключение
Урок физического воспитания оказывает преимущественное воздействие на двигательную и эмоциональную сферу ребенка. В процессе урока дети нередко испытывают физические и эмоциональные нагрузки, которые требуют весьма значительного напряжения. Очень важно после каждой высокой нагрузки, предусмотреть отдых детей, научить их правильно восстанавливать свое дыхание. Своим ученикам я советую делать специальные дыхательные упражнения не только, во время занятий физической культуры, но и как самостоятельные упражнения – дома, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, насморка, бронхиальной астмы.