Развитие внимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу
О популярности футбола в России сказано очень много. После сложного периода в начале и середине 90-х годов, развитие спорта № 1 в нашей стране продолжается достаточно плодотворно практически во всех регионах. Наряду с «большим» футболом, активно развиваются и разновидность футбола: мини-футбол. Большое значение в нашей стране сейчас придается развитию детского и массового футбола и его разновидностей. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола России продолжает реализацию проекта «Мини-футбол - в школу». В настоящее время в эту работу вовлечены представители 80% субъектов федерации России, в том числе Республика Хакасия.
Актуальность исследования обусловлена популярностью мини-футбола в России и Республике Хакасия. Как известно мини-футбольный сезон проходит ежегодно при совместном участии Минспорттуризма РХ и региональной общественной организации «Федерация футбола республики Хакасия».
Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальной физической подготовленности футболистов посвящены труды С.Н. Андреева, Э.Г. Алиева, Ю.В. Верхошанского, Л.П. Матвеева и других.
Как показал анализ литературы, на тренировках больше всего времени уделяется развитию тактических способностей детей.
В свою очередь развитие тактической деятельности напрямую зависит от развития свойств внимания у спортсменов. Исходя из этого, мы определили цель исследования.
Цель: Изучение развития внимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу.
Объект: Процесс развития внимания.
Предмет: занятия мини-футболом, как средство развития внимания.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что
занятия по мини-футболу являются эффективным средством развития внимания у спортсменов, если на них систематически используются упражнения и игры, направленные на развития внимания.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в ходе выполнения данной работы решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
2. Определить уровень устойчивости, переключения, распределения внимания спортсменов, занимающихся мини-футболом.
3. Составить комплекс упражнений и игр, способствующих развитию внимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: использование методик для определения уровня развития отдельных свойств внимания у спортсменов «Кольца Ландольта», «Таблицы Шульте».
Интерпретационный: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляет положение А.Н. Леонтьева о внимании, как направленности и сосредоточенности сознания на каком-либо предмете, явлении, действии, а также над данной проблемой работали ряд других ученых П.Я. Гальперин, А.А.Ухтомский, Н.Н. Ланге и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет выявить возможности тренировок по мини-футболу как средво развития внимания спортсменов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных нами результатов в дальнейшей работе по развитию внимания на тренировках по мини-футболу.
Структура работы состоит из введения, двух глав, вывода, библиографического списка и приложения.
Апробация прошла в МОУ СОШ № 20 г.Абакана.
- Внимание как научная проблема в современной психологии
- Характеристика тренировки по мини-футболу
- Особенности внимания у спортсменов в процессе тренировки по мини-футболу
- Организация и методы исследования
- Анализ результатов исследования