Спортивное туристское многоборье – третий класс дистанции
Тема «Спортивное туристское многоборье» или «Туристские соревнования» достаточно сложная, но одновременно интересная и важная, особенно изучение данного вопроса актуально для инструкторов детско-юношеского туризма. Прежде всего, стоит сказать несколько слов о самом туризме. Туризм - это форма активного отдыха и оздоровления учащихся, одно из важных средств воспитания. Теперь обратимся непосредственно к туристским слётам и соревнованиям. Это в первую очередь, пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, если рассматривать их, как массовый уровень. Но если же рассматривать СТМ на высшем уровне, то это, как правило, выявление сильнейших команд, их подготовка и готовность к безаварийному, содержательному спортивному туристскому походу. Соревнования и слёты так же можно рассматривать как особую форму обмена опытом работы различных туристских групп, распространения и внедрения всего нового, что появилось или усовершенствовалось за последние время в туризме.
Соревнования туристов заключаются в прохождении дистанции с преодолением естественных и искусственных препятствий, большая часть которых часто встречаются в походах, а также в выполнении специальных заданий. Это, как бы игра по заранее оговорённым правилам. Правила соревнований не являются незыблемыми. Поиски новых форм, этапов и методов судейства продолжаются. В зависимости от сложности дистанции соревнования делятся на четыре класса. Сложность дистанции определяется технической сложностью отдельных этапов, в значительной мере соответствующих препятствиям в походах.
В данной работе я решил рассмотреть 3 класс дистанции соревнований по СТМ, в которых предполагается самостоятельное наведение переправ через естественные препятствия. Основные этапы, используемые в 3 классе дистанции:
1) Спуск по склону с использованием перил, наведенных командой.
2) Подъем по склону с использованием перил, наведенных командой.
3) Траверс склона.
4) Укладка бревна через овраг с наведением перил.
5) Навесная переправа.
Таким образом, основная цель работы заключается в детальном изучении самостоятельного наведения переправ через естественные препятствия.
В теоретической части рассматриваются вопросы: классификация соревнований,
организация соревнований, порядок проведения соревнований, описание обустройства этапов, техники наведения и преодоления этапов, а также возможные штрафы за неправильное выполнение приемов.
В практической части представлены разработанные тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и преодолению этих этапов. Также данный тест составлен в электронном варианте, что позволяет сразу после заполнения теста получить результаты проверки знаний учащихся.
Данная работа может быть полезна для педагогов дополнительного образования по туризму и инструкторов детско-юношеского туризма.
- Классификация соревнований
- Организация соревнований
- Порядок проведения соревнований
- Описание туристских этапов
- Тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению