Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительного похода
Как определить места на маршруте для организа ции биваков и больших привалов?
Биваки и пункты больших обеденных привалов необходимо намечать в местах безопасных и с наличием чистой, пригодной для приготовления горячего питания воды. В условиях Беларуси, лучше привалы и биваки располагать в лесной зоне, для приготовления пищи на костре, и организации вечернего отдыха у костра. При этом надо постараться выбрать места биваков не просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного отдыха. Это может быть озеро с возможностью рыбалки и купания летом; живописный высокий брег реки, место, пригодное для проведения развлекательных соревнований и пр. Удобно, чтобы места обеденных привалов, биваков были намечены рядом с запланированными для посещения экскурсионными или рекреационными объектами. Если поход проходит по территории национального парка, или иным известным рекреационным территориям пункты отдыха туристов могут быть специально оборудованы и обозначены на туристской карте (как и историко-культурные памятники и экскурсионные объекты). При разработке маршрута лыжного похода, можно не «привязывать» места биваков к отмеченным на карте источникам воды (вода «под ногами» в любом месте). Для организации туристских лагерей, в данном случае на карте следует найти лесные массивы. Здесь туристам обеспечена защита от ветра и дрова для организации ночлега в зимних условиях (в том числе и для эксплуатации туристской разборной печки). В Беларуси наиболее хороши для организации зимнего бивака и отдыха хвойные леса (ищите на карте лесные массивы с соответствующими пояснительными знаками).
Какие разновидности тактических схем применяются при построении маршрута туристского похода?
Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения). Здесь трудно дать какие либо особенные рекомендации. Это сугубо Ваше творчество. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных рекреационных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает проложения прямой линии движения на карте, а кольцевой - проложения линии движения по окружности в их геометрическом смысле. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша. В случае кольцевого (замкнутого) маршрута - предполагается единый пункт старта и финиша. В рекреационно-познавательных походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами (они не обременены походным грузом, не связаны узкими временными рамками).
Как выбрать оптимальный путь (трассу) движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте?
На основе анализа картографической и иной информации намечаются конкретные пути движения к экскурсионным, рекреационным объектам и местам биваков. По карте намечаются лесные, полевые (но не шоссейные, автомобильные!) дороги, идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т.д.). В пешеходном походе предпочтение следует отдать отмеченным на топографической карте, удобным для движения туристов лесным или полевым дорогам, тропам (если они известны руководителю или описаны в специальных материалах). Напротив, следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий - не цель оздоровительного похода. Впрочем, в данном случае у нас нет «жестких» рекомендаций: многое зависит от состава конкретной группы и пожеланий участников. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода. Важно, чтобы эта линия пролегала по территориям, содержащим рекреационные ресурсы района.