Медицинские аспекты в проблеме развития выносливости юных спортсменов
Особенно важно тщательное изучение состояния нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на которые падает основная «тяжесть» воздействия упражнений на выносливость.
Круг вопросов, связанных с данной проблемой, включает, в частности, изучение возможных последствий приспособления сердца с раннего возраста к продолжительной работе околопредельной мощности (ранняя гипертрофия). Представляет интерес и изучение состояния нервной системы, обмена веществ и всей системы регуляции в результате систематической тренировки с продолжительными физическими нагрузками, начатой с детских лет.
В условиях тренировки, направленной на развитие выносливости, возрастает значение систематического наблюдения за состоянием здоровья, динамикой естественного иммунитета, а также заболеваемостью юных спортсменов.
Определение исходного уровня развития качеств двигательной деятельности, а также приспособленности вегетативных систем, организма и динамики их взаимодействия в ходе развития выносливости требуют контроля за показателями морфологической функциональной и биохимической адаптации организма.
С педагогической точки зрения, большое внимание занимает изучение характера воздействия систематической тренировки с нагрузками, требующими выносливость, на развитие основных скоростных качеств у юных велосипедистов путём исследования таких компонентов, как лабильность нервно-мышечного аппарата, скорость двигательной реакции, максимальный темп движений и т.д.
Об эффективности подготовки юных спортсменов можно судить только на основании изучения главных параметров, определяющих работоспособность организма: реактивности, стабильности функции и устойчивости к изменениям, происходящим во внутренней и окружающей его внешней среде. Такие исследования существуют в условиях моделированных опытов и в естественных условиях спортивной деятельности.
В связи со сложившимся научным направлением в области возрастного врачебного контроля [10,25,26] целесообразно использовать такие оправдавшие себя методические приёмы исследования как:
а) изучение всех поставленных вопросов в «сквозном» возрастном плане – от детских до старших возрастов;
б) сопоставление показателей различных по специализации групп спортсменов – для выявления особенностей воздействия двигательной деятельности разного характера;
в) сочетание динамического (по времени) аспекта наблюдения с методом сравнения показателей по продолжительности стажа занятий групп велосипедистов.
Обоснование целесообразности применения лабораторных моделей нагрузок для изучения работоспособности и показателей адаптации организма к упражнениям на выносливость
В педагогической и физиологической литературе можно встретить различные определения понятия «выносливость» наиболее точным будет следующее: выносливость – способность организма совершать продолжительную мышечную мощностью от 60 до 80-90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности и физической подготовленности) благодаря преодолению трудностей возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе.
Способность поддерживать околопредельную (для каждого конкретного случая) скорость движений при продолжительной работе показывает уровень развития скоростной выносливости. Способность поддерживать заданное силовое напряжение при продолжительной работе характеризует уровень развития силовой выносливости.
Выполнение продолжительной работы, высокой интенсивности или работы связанной с преодолением значительных усилий, требует:
а) стабилизации изменений во внутренней среде организма на определённом уровне (развитие устойчивого состояния, достигаемого благодаря значительной интенсификации главнейших функций организма, определяющих аэробную работоспособность): в-первую очередь дыхание, кровообращения, системы кровообмена.
б) резистентности организма к изменениям во внутренней среде, что обуславливается развивающейся адаптацией организма к гипоксемии (анаэробная работоспособность) на всех уровнях его жизнедеятельности.
Как установить диапазон работоспособности организма в целом или какой–либо функциональной системы? Известная сложность этого определения связана с тем, что надо правильно выбрать объективные нагрузки. Важно, что бы они действительно позволяли выявить функциональные резервы организма.
Для изучения основных параметров работоспособности велосипедистов в лабораторных условиях целесообразно использовать велоэргометрические нагрузки со ступенеобразной повышающейся мощностью работы («до отказа»). Только напряжённой продолжительной мышечной работой можно определить уровень развития выносливости.
Такая модель помогает определить:
а) работоспособность (по сумме выполненной работы и верхнему «пределу» выполненной нагрузки);
б) границы функциональных возможностей аппарата кровообращения, дыхания и других органов и систем, обуславливающих энергетическое обеспечение мышечной работы;