Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
Во-первых он связан с внешним миром. Теснейшее взаимоотношение с ним важнейшее качество уровня "С".
Во-вторых, на уровень "С" уже работают и телерецепторы, и в, первую очередь, зрение, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в организм информации.
Третьей особенностью пространственного поля является его несдвигаемость. Благодаря качественно переработанной информации, в которой отражается прошлый опыт, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня "С", не содержат элементов повторяемости или чередования. Уровень "С" играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. Уровень "С" - это связывающее звено между действиями, движениями и тем пространством, в котором живёт и действует ребёнок.
Уровень четвёртый – "Д": регулирует действия, которые присущи исключительно человеку. Эти действия обеспечиваются областью больших полушарий головного мозга. В выполнении движений уровня "Д" главное – смысловая сторона действия с предметом.
Уровень пятый – "Е", находящийся ещё выше предыдущего, создаёт мотив для двигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию. Он окончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребёнок создал мысленно перед началом своего действия.
В конечном итоге теория уровней построения движений может быть представлена следующем образом:
- уровень "А" - самый низкий и филогенетически очень важный;
- "В" - уровень синергий (лишних движений). В нём перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Он участвует в организации движений более высокого уровня: мимика, потягивание, ритмика и т.д.;
- "С" - уровень пространственного поля. Он отвечает за переместительные движения: ходьбу, бег, лазание и т.д.;
- "Д" - уровень предметных действий. Это церебрально-корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами, являясь монопольным человеческим уровнем, он отражает не столько движения, сколько действия;
- "Е" - уровень интеллектуальных двигательных действий.
Любое выполнение движения, по мнению Н.А.Бернштейна, есть индивидуализированное "повторение без повторения". Каждое движение ребёнка – своеобразно. Оно несёт в себе реализацию всё новых и новых потенциальных двигательных возможностей детей, отражая вместе с тем и новый уровень их приспособительных реакций.
Образование двигательных навыков у ребёнка имеет огромное значение. Они предоставляют ему возможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффектом, обеспечивают рациональное использование его двигательных способностей.