Содержание раздела «Основы знаний» комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов
В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996) в разделе «основы знаний», особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся.
«Общее понятие о здоровье. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек)…».
В программе по физическому воспитанию учащихся I-XI классов. В.И. Ляха 1996 год, в главе III «Формирование знаний по предмету «Физическая культура». Раздел «основные требования к методике формирования знаний»:
«Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Понятие личной гигиены объединяет широкий круг вопросов. Это и рациональный распорядок дня (сочетание труда и отдыха), уход за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, полноценное питание и сон. Вредные привычки в виде курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков оказывают пагубное влияние на организм подростков. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к деградации личности, тормозит физическое развитие, приводит к серьезным изменениям в психике и многочисленным болезням внутренних органов».
На прошедшей в конце года совместной коллегии областных чтений департамента здравоохранения, образования и центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора речь шла о здоровье детей и подростков, о пропаганде здоровых привычек и профилактике заболеваний. Именно подрастающее поколение должно стать носителями нового отношения к жизни. По мнению специалистов, понятие здоровый образ жизни складывается на 50% из условий, в которых находится человек, а на остальные 50 % – из знаний, как сохранить свое здоровье. Сегодня уровень этих знаний у детей находится, к сожалению, почти на нуле. Кроме разговоров о вреде курения и употребления алкоголя, и похвастаться нечем.
Принято решение с 2005 г. начать реализацию системы знаний, которые планируется внедрять, прежде всего, через школьные уроки, скорректировав программу такого предмета, как основы безопасности жизни, без увеличения нагрузки на учителей и учащихся.
Сегодня заинтересованные стороны занимаются организационной работой, «локомотивом», которой выступают областные центры санэпиднадзора и медицинской профилактики. Сформирована рабочая группа, будет создан координационный совет, к работе в котором планируется привлечь специалистов СахГУ, института усовершенствования учителей и других структур, способных оказать практическую помощь в выполнении намеченной программы. Есть идея создания учебного центра для подготовки школьных учителей, разработки методик преподавания основ здорового образа жизни, потому что, по мнению инициаторов масштабного внедрения в умы подрастающего поколения правильных привычек и определенных знаний, лучше педагога или воспитателя детского сада никто этого не сделает. Они знают, как преподнести знания ученику, чтобы он их усвоил.
Кроме этой, есть еще много интересных идей, и сегодня важно зарядить ими как можно больше единомышленников. База для претворения намеченного в жизнь есть, государство, наконец, осознало значимость проблемы здоровья нации, выдаются средства на оздоровительные мероприятия, спорт и т.д. Да и в обществе появляется понимание, что пора переводить стрелку образа жизни в сторону здоровья – главного условия того, чтобы быть успешным.
Нельзя сказать, что вопросы здорового образа жизни в детской среде сегодня лишь обозначены. Много полезного уже сделано по улучшению условий, в которых находятся дети в школе. Это освещение, микроклимат, замена мебели на более удобную и соответствующую возрасту учащихся. На основе федеральной программы «Здоровый ребенок» разрабатывается областная программа «Дети Сахалина». Институт усовершенствования учителей планирует заложить в будущем году в план работы исследования по продвижению и эффективности программы формирования здорового образа жизни у детей, подростков.