Организация и методы исследования
Организация исследования
Исследования проводились у практически здоровых детей в возрасте от 11 до 14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 2-х группах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее 1 месяца (контрольная группа), во второй – 2-5 лет, занимающихся дзюдо.
В каждой группе изучено по 24 человека.
Исследование показателей сердечно-сосудистой системы и функциональных проб системы внешнего дыхания проводилось до и после нагрузки.
Методы исследования
Для изучения нами были выбраны следующие физиологические показатели: артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление и частота сердечных сокращений.
Артериальное давление (в мм.рт.ст.) измерялось на правой руке в условиях относительного покоя в положении сидя по Н.С. Короткову. Из полученных параметров рассчитывалось пульсовое давление: ПД = АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) измерялась на правой руке за 1 минуту.
Выполнялись гипоксические пробы: Генчи И Штанге.
Проба Генчи- регистрации времени задержки дыхания после максимального выдоха. Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.
Проба Штанге- регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки.
Мышечная сила кисти (правой и левой руки)регистрировалась с помощью ручного динамометра. Мышечная выносливость определялась следующим образом: у испытуемого определялось максимальное значение мышечной силы кисти. С помощью секундомера фиксировалось время, в течение которого испытуемый удерживал на динамометре значение 50% от своего максимального значения.
Методы статистической обработки полученных результатов
Все полученные данные были обработаны статистически по методу Стъюдента-Фишера. Для оценки достоверности полученных результатов проводилось:
А) нахождение среднего арифметического значения (М)
М = Е / п
Е- сумма вариант,
П – число вариант.
Б) определение среднего квадратического отклонения (Ъ)
Ъ = + Еа /П-1
Еа – сумма квадратов отклонений каждой варианты от М.
П – число вариант.
В) определение ошибки средней арифметической
м = Ъ / П-1
Г) определение критерия достоверности Стьюдента
Т = М 1 – М 2 / м1 + м2
Д) по таблицам определялся уровень достоверности Р. Различия считались достоверными при Р < 0,05.