Влияние физических упражнений на процессы роста и развития детей
Возможность естественной стимуляции процесса роста и развития с помощью физических упражнений имеет важное значение, как для теории физического воспитания, так и для медицины. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о наследственной обусловленности ряда функциональных проявлений, в том числе имеющих прямое отношение к развитию физических способностей (В.И. Харитонов. 2000). Установлено, что тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных импульсов и другие признаки детерминированы генетическими факторами. Развитие моторики, деятельность вегетативной нервной системы, реакция на физическую нагрузку подвержены влиянию факторов среды и поэтому в большей степени поддаются регуляции в ходе целенаправленного воздействия на организм ребенка. Известно, что отдельные факторы окружающей среды оказывают значительное влияние на реализацию наследственной программы. При рациональном двигательном режиме индивидуальное развитие ребенка смещается на более высокий уровень в рамках своей генетической программы. Таким образом, происходит естественная стимуляция процесса роста и развития. Индивидуальный анализ развития юных спортсменов свидетельствует о благоприятных изменениях в состоянии их здоровья: усиливается развития энергообеспечивающих систем организма. совершенствуется регуляция вегетативных функций, повышается уровень физической работоспособности. Спортсмены имеют большую массу и длину тела, высокое содержание активной ткани (мышечной), оптимальные показатели функционального состояния (Г.П. Сальников. 1968).
Особое значение имеют сенситивные периоды индивидуального развития, когда отмечается повышенная чувствительность к воздействию тех или иных физических упражнений. В сенситивные периоды развития физических качеств и психомоторных функций необходимо отдавать предпочтение целенаправленным физическим упражнениям. Такая избирательность, основанная на гетерохронности функций, способствует лучшему развитию ребенка. Физические упражнения выполняют роль регулятора процесса полового созревания. Занятия мужскими и женскими видами спорта накладывают отпечаток на выбор движений и на общую двигательную активность. Мальчики прежде всего интересуются силовыми упражнениями и игровыми видами спорта, а девочки отдают предпочтение аэробике и упражнениям на гибкость. Активное развитие физических качеств и психомоторных функций в пубертатный период оказывают благоприятное влияние на половое созревание и репродуктивную функцию организм (А.А. Гужаловский, 1980).