Методы и организация исследования
Педагогические наблюдения применяли для определения характера и величины тренировочных нагрузок.
На первом этапе исследований определяли влияние интенсивности тренировочных нагрузок на состояние адаптивных процессов и на различные тренировочные процессы. Проводился мониторинг состояние здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
– медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
– санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей. [4]
В ходе исследования мы опирались на показатели (исходные и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности детей.
Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка были получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности.
Антропометрическое обследование – измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки – производились общепринятыми способами.
Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. (дистанция – 25 метров за 30 секунд). Результаты функциональной пробы оценивались следующим образом: по степени изменения частоты сердечных сокращений сразу же после нагрузки; по времени возвращения этих показателей к исходным величинам. Так, нормальной реакцией организма принято считать такую, если после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений (пульса) на 25–30% по отношению к исходной величине. [8]
О благоприятной реакции на дозированную физическую нагрузку свидетельствует отсутствие одышки, вялости, утомления, головокружения.