Обучение технике барьерного бега
Задача 5.
Научить технике барьерного бега в целом и совершенствовать ее.
Средства. Разные варианты бега с барьерами на сокращенной, стандартной и увеличенной дистанциях. 1. Бег с низкого старта через 2–4 барьера на сближенном и нормальном расстоянии для отработки старта и стартового разбега. Высота барьеров может быть пониженной или стандартной. 2. Бег с высокого старта с 18–22 м разбега через 5–6 барьеров для освоения более быстрого стартового разбега и ритма на повышенной скорости (для бегунов на 110 и 100 м). 3. Бег с высокого или низкого старта (13, 13, 72 м) через 7–12 барьеров нормальной или пониженной высоты с несколько приближенными последними барьерами для развития специальной выносливости (для бегунов на ПО, 100 м). 4. Различные эстафеты с включением барьерного бега. 5. Групповые старты барьеристов. 6. Групповые старты барьеристов со спринтерами. 7. Участие в соревнованиях.
Методические указания. На каждом занятии следует выполнять специальные упражнения барьериста с целью более точной отработки деталей техники.
При обучении технике барьерного бега следует обратить внимание занимающихся на типичные ошибки (табл. 7).
Таблица 7. Ошибки в технике выполнения барьерного бега и способы их устранения
Типичные ошибки при обучении |
Средства их исправления |
Пассивный подход к барьеру со слабым ускорением Слишком близкий подход к барьеру и перепрыгивание через него Преждевременный наклон туловища при входе на барьер Опускание колена и поднимание ступни при переходе барьера Выпрямление туловища при сходе с барьера Короткий 1-й шаг после схода с барьера Несогласованные движения рук и ног в беге из-за слабой подвижности в тазобедренных суставах |
Преодоление заниженных барьеров в условиях, приближенных к соревновательным Нанесение отметки отталкивания; использование более низкого 1-го барьера Преодолевать барьеры с акцентированным подъемом бедра маховой ноги; не спешить с ее выпрямлением; до конца отталкиваться на барьер Специальные упражнения для толчковой ноги у опоры и в движении на дорожке Акцентировать опускание маховой ноги ближе к барьеру; толчковую ногу выносить не вверх, а вперед Преодоление нескольких барьеров в один шаг (расстояние между барьерами от 14 до 16–17 стоп) Выполнение любых специальных упражнений барьериста обязательно с обеих ног |
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Первоочередной задачей каждого тренировочного занятия юного легкоатлета является техническое совершенствование. Это утверждение тем более справедливо для технически сложных видов, где достижение высоких спортивных результатов неразрывно связано с уровнем технического совершенства. При этом следует учитывать, что неизменное улучшение физической подготовленности, развитие необходимых качеств ставят все новые и новые задачи совершенствования. В барьерном беге одним из ведущих качеств является быстрота. Ее развитие должно проходить красной нитью в многолетнем планировании подготовки барьеристов высокого класса. Но если развитие качества быстроты идет в отрыве от технического совершенствования, то, как правило, наступает такой момент, когда результаты спортсмена не только перестают расти, но наоборот ухудшаются, несмотря на улучшение скоростных возможностей. Иными словами, следует обратить серьезнейшее внимание на приведение в соответствие обеих сторон подготовки.
Несомненно, и то, что когда владение техникой соответствует функциональной подготовке (техническое совершенствование проходит параллельно с улучшением физических качеств), то и результаты растут планомерно.