Методические правила выполнения специальных упражнений
Как видим, общая выносливость служит с одной стороны своего рода базой для успешного развития остальных физических качеств, с другой стороны – систематическое выполнение упражнений различной направленности вносит свой вклад в развитие общей выносливости, обеспечивая повышенную работоспособность задействованных систем организма спортсмена. Многократное повторение силовых или упражнений на быстроту движений формирует свои разновидности специальной выносливости, силовую или скоростную, а также максимальную силу или максимальную скорость движений (бег, метание легких предметов), а их повторение в сочетании и чередовании развивает быструю силу «взрывную», которая проявляется в форме прыгучести или хлестообразной силы метателей.
Специальное овладение расслаблением и развитие свободы движений необходимо. Оно достоверно связано с достижением высоких результатов во всех видах легкой атлетики, в то же время специальная гибкость, ловкость и равновесие зависят только от потребностей результата – соревновательного упражнения.
Также необходимо учитывать следующее. Помимо сходства с вашим соревновательным упражнением, его тренировочным вариантом или его частью, может быть очень полезно добиваться и чаще использовать небольшое (оптимальное) превышение на 5–10% в характере выполнения каждого специального упражнения по амплитуде, усилиям и быстроте, по продолжительности (числу повторений), темпу, ритму, и другим внешним воздействиям (отягощения, наклонная дорожка и прочие). Только в этих условиях возможно эффективное развитие и ваш надежный прогресс в спортивных результатах.
Каждое упражнение иллюстрируется одним или несколькими фигурками с кратким их описанием. Описание отражает характер движений, а для краткости изложения на рисунках даны четкие обозначения некоторых условий – заданий, требований и особенностей их выполнения:
– стрелками () показаны направления или траектории движений, для улучшения гибкости, достижения подвижности, легкости и свободы движений;
– стрелками с изломом () обращено ваше внимание на выполнение с акцентом на «быстро» при смене направления движения от сгибания к разгибанию, от скручивания к раскручиванию, от замаха к действию или «очень быстро» – с прыжком, с броском. Данное указание принципиально важно при воспитании мощности усилий, проявления «взрывной силы» с использованием эластических (рефлекторных) свойств мышц, а также достижение быстроты движений;
– стрелками с двойным изломом () показана повторная смена направления движения с промежуточным упругим покачиванием для развития способности управлять напряжением и расслаблением мышц;
– стрелками-пружинками () – очень медленное выполнение, а также с упругими покачиваниями на большее время, для совершенствования механизмов управления сокращением мышц и развития их силовых показателей;
– стрелками с упором () – статическое удержание избранной «рабочей» позы с целью проявления максимального напряжения мышц;
– волнистая линия () требование добиваться контроля над полным расслаблением мышц;
– гантели () – выполнение с использованием наиболее доступного отягощения (пластиковые бутылки с водой (0,3–2 кг) или с песком (0,5–3 кг) и прочие.