Опытно-экспериментальная работа по развитию скоростно-силовых способностей юных футболистов (10 – 12 лет)
В экспериментальной работе принимали участие 10 подростков 10 – 12 лет: пять из них составили экспериментальную группу, пять – контрольную. Ниже приводится описание построения тренировочного процесса, направленного на развитие скоростно-силовых способностей, в котором принимали участие подростки экспериментальной группы.
Основной принцип построения занятий, который был выбран нами – это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности, которые рекомендованы Д.В.Чулибаевым.
Семидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 17 практических занятий за 6 тренировочных дней (Таблица 3).
При этом в последний день каждого микроцикла проводится игра, продолжительность которой вместе с разминкой составляет 120 мин. Это время в таблице не отражено.
Таблица 3 Структура тренировочных микроциклов футболистов 17 лет в соревновательном периоде
Микроцикл |
Количество занятий |
Объём тренировочной работы |
Соотношение тренировочных нагрузок по направленности, % | |||
Общая выносливость |
Специальная выносливость |
Скоростно-силовая |
Комплексная | |||
Семидневный развивающий "7Р" |
17 |
20 |
15 |
15 |
48 |
22 |
Трехдневный поддерживающий "3П" |
6 |
6 |
33 |
- |
17 |
50 |
Семидневный стандартный |
8 |
19 |
11 |
26 |
26 |
37 |
Первый день микроцикла считается послеигровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки выполнятся с преимущественной аэробной направленностью. Главная задача этих занятия - усилить восстановительные процессы функциональных систем организма. Причем дневная тренировка может проходить в бассейне.
Со второго дня начинается целенаправленное воздействие на развитие скоростно-силовых качеств. В утреннем занятии в течение 20 мин футболисты выполняют прыжки на одной и двух ногах через мячи, положенные в ряд, длиной 7-8 м. Применяются также прыжки толчком двумя ногами через барьеры, установленные в ряд на расстоянии одного метра (8-10 шт.).
Самая тяжелая прыжковая работа проводится в дневном занятии третьего дня. Футболисты выполняют прыжки в глубину с тумбы высотой 60 см с последующим выпрыгиванием вверх толчком двумя ногами. Выполняется 10 таких прыжков, после чего дается пауза отдыха 3 мин. Во время этой паузы прыжки выполняет другая группа футболистов.
После выполнения серии из двух 10-кратных повторении даётся пауза 10 мин, в течение которой спортсмены совершенствуют технику владения мячом (жонглирование и передача в парах).
Вечернее занятие третьего дня начинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применением изометрических упражнений. Этот комплекс состоит из последовательного воздействия на мышечные группы ног: передняя поверхность бедра, задняя поверхность бедра, приводящие и отводящие мышцы. Упражнения выполняются в парах, сидя и лежа на газоне. Продолжительность комплекса с учетом последовательной смены работы в парах составляет 30 мин. Этот комплекс применяется также в утреннем занятии следующего дня, но его продолжительность сокращается до 10 мин.
Применяется еще один комплекс нетрадиционных средств: беговые упражнения "в гору" и под уклон (3-5°). Бег в гору применяется для того, чтобы научить футболистов повыше выносить бедро при беге и развивать при этом силу мышц передней поверхности бедра. Бег под уклон способствует развитию частоты движения ног при беге, что для футболиста имеет существенное значение.
В шестой день микроцикла днем проводится педагогическое тестирование продолжительностью один час, а вечером - тренировочная игра. Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р") у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.