Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день: Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени — день, неделю, несколько недель.
Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения
1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии
2. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности
3. Влияние образа жизни на здоровье
4. Влияние условий окружающей среды на здоровье
5. Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье
6. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека
7. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе
8. Система знаний о здоровье
9. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.
10. Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности
11. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов
12. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни
13. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни (режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция)
14. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности
15. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам, ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
16. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов
17. Здоровый стиль жизни студентов. Краткая характеристика одного из них
18. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
19. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни
20. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни