Женщины и восточные единоборства
Женщины и восточные единоборства
Женское боевое искусство имеет давнюю историю и большое количество приверженцев во всем мире.
В отечественной историографии данный вопрос еще не достаточно изучен. Отдельные упоминания о женщинах владеющими искусством поединка встречаются в работах посвященных народным движениям Китая в конце XIX– начале XX века. Например, Калюжная Н.М. в одной из своих работ посвященной восстанию 1898-1901 годов, упоминает об объединенных отрядах женщин под названием "Хундэнчжао" - "свет красной лампы".(1).
В 1993 г. Поповым Г.В.была выпущена работа под названием "Боевые единоборства народов мира", где так же имеется материал женщинах-воинах (2). В связи с развитием гендерной истории в нашей стране появился ряд публикаций посвященных роли женщин в боевых искусствах. В качестве примера можно привести работы Маслова А. А. Николаева С.А., Лоупер Дж (3).
Несмотря на постоянно зависимое от мужчины положение женщины в Китае, свойственный китайцам прагматизм и концепция взаимопревращения инь-ян получили конкретное воплощение в роли женщины в единоборствах. Вследствие этого вполне допустимо и даже желательно сочетание во всем мужского и женского, плавно перетекающего из одного в другое, в том числе и в возможности участия женщины во всем, что связано с понятием "опасность".
Известно, что многие женщины в древнем Китае активно изучали боевые искусства и слыли выдающимися мастерами. При дворе императора были женщины-телохранители, настолько же прекрасные, насколько и изощренные в практике убивать, использующие для этого любой предмет, будь то шпилька для волос или веер. Опытные лазутчики могли преодолеть любые преграды, но обойти очаровательных прислужниц, зорко охранявших покой императора, им не удавалось никогда. (5).
Много женщин-монахинь в разбросанных по всей территории Китая даосских и буддийских монастырях практиковали ушу. И если мужчина в реальном поединке мог рассчитывать на свою физическую силу, то для женщины единственным шансом победить всегда было отточенное мастерство и филигранная техника.
История Шаолиньского монастыря знает и нескольких женщин-монахинь (6), которые также считались бойцами. Причем первый такой случай - монахиня Шаолиньсы - зафиксирован в летописях буквально через пару десятков лет после создания монастыря. Уже с эпохи Тан появление женщин-монахинь в монастыре стало превращаться в традицию. К X-XII в. здесь жила уже целая группа женщин. Судя по описаниям, монахини селились в дальней части монастыря, отделенной от остальных помещений небольшой стеной. Упоминания о женском послушания в Шаолиньсы хотя и многочисленны, но крайне поверхностны. До конца, например, не ясно, участвовали ли они в совместных с мужчинами ритуалах, тренировках, молитвах. Тем не менее о некоторых монахинях известно, что они были прекрасными мастерами "внутреннего искусства" (7) и ушу. Считается, что первой настоящей монахиней-бойцом стала в конце эпохи Сун в XIII в. некая Чжи, прозванная Шаолиньской Феей (8.)