Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования
Определить уровень адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом.
Задачи исследования
1. Изучить приспособительные реакции организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя у девушек и юношей 20-21 г.
2. Изучить приспособительные реакций организма после однократной статической нагрузки у девушек и юношей 20-21 г
3. Сравнить по средним показателям адаптационный потенциал юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, в состоянии относительного мышечного покоя и после статической нагрузки у
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования по вопросам:
1) анализ литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) педагогическое наблюдение;
4) медико-биологические исследования;
5) антропометрический метод;
6) метод математической статистики;
Анализ литературных источников
В ходе проведения эксперимента при написании курсовой работы было проанализировано 20 источников научной методической литературы по изучаемым вопросам:
· Основные положения теории адаптации Селье-Меерсона
· Адаптационные изменения
· Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в процессе адаптации
· Статическая и динамическая работа
Педагогический эксперимент
В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования был проведён педагогический эксперимент (сравнительный). Педагогический эксперимент проводился для оценки изменения адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек). Эксперимент состоял в том, что студенты выполняли однократную статическую нагрузку («Лодочка»-И.п. лежа на животе, держа руками голени, по сигналу максимально прогнуться и удерживать положение в течение 30 сек.)
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение осуществлялось на практическом занятии по спортивной физиологии. Это позволило собрать первичную информацию для исследования, а так же следить за правильностью выполнения упражнений.
Медико-биологический метод
В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения:
· ЧСС
· АД
Антропометрический метод
В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения:
· Рост (см)
· Вес (кг)
Методы математической статистики
Полученный экспериментальный материал был подвергнут обработке. Рассчитывались следующие статистические показатели:
· АП (Адаптационный потенциал)
· среднее арифметическое;
Для этого использовались следующие формулы:
АП (в баллах) = 0,011 (ЧСС)+0,014 (САД)+0,008 (ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)- -0,009 (Р)-0,27
Где:
В-возраст (в годах),
САД и ДАД - систолическое и диастолическое давление (в мм рт ст.),
ЧСС – частота сердечных сокращений,
МТ - масса тела (в кг)
Р – рост (в см).