История развития
Па́русный спорт — виды спорта, в которых спортсмены соревнуются, используя снаряжение, главным образом, лодки и суда, специальные сани для снега или льда, а также тележки для передвижения по твердой поверхности, приводимые в движение парусами.
Свое развитие парусный спорт, несомненно, получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя их географического положения.
Регата — один из видов проведения соревнований по парусному спорту.
Поначалу яхтинг стал популярен на территории Голландии, а по истечении некоторого времени и возле английских берегов можно было наблюдать спортсменов, занимавшихся парусным спортом. Первые упоминания в летописях о гонках на парусных яхтах датируются 1662 годом.
Уже через столетие появились первые яхтклубы. Первый из них появился в Англии. С течением времени яхтклубы распространились по территории всей Европы. Постепенно яхтинг перекочевал в Америку и Россию.
Слово яхта произошло от голландского — jacht, — парусное, парусно моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок.
Первый международный союз парусного спорта был основан в 1907 году, который с 1996 года изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта.
Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных. Зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт.
В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.
Парусный спорт - соревнования единообразных спортивных парусных судов - яхт на кольцевых олимпийских, а также крейсерских дистанциях. Типы яхт различаются по форме корпуса: швертботы с убирающимся килем-швертом, килевые яхты, компромиссы, имеющие шверт, проходящий внутри неподвижного киля, катамараны и тримараны - двух- и трехкорпусные и парусные доски; по парусному вооружению: на КЭТ, ШЛЮП, ТЕНДЕР, КЭЧ и ШХУНУ; по спортивной классификации: на свободные классы, формульные классы, монотипы, гандикапные классы и международные (олимпийские) классы, включающие группы «А» и «В». Классы спортивных яхт имеют следующие названия: в олимпийском классе «Финн», «470», «Торнадо», «Солит», «парусная доска»; в детском классе: «Оптимист», «Кадет», «Мини-луч»; в крейсерском - гоночном: «Поларис». «с», «1/4Т» (четвертьтонник), «1/2Т» (полутонник), «Тоннник» и «Конрад»; в свободном классе: «Ассоль», «Нева». Экипаж спортивной яхты состоит от 1 до 15 спортсменов и более, что зависит от класса и габаритов яхты.
Парусный Спорт - олимпийский вид спорта. Соревнования в олимпиадах по ПС проводятся, начиная со II олимпиады (1900) по настоящее время. Организацией и проведением соревнований по ПС занимаются региональные и национальные федерации ПС, последние объединились в Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ) (1907). Кроме него существуют еще и международные ассоциации яхт отдельных классов, например, «Финн», «Виндсерфинг» - парусная доска и т.д.
В 1927 в Новосибирске состоятельные владельцы 5 речных швертботов и семи байдарок – канотов, имеющих парусное вооружения и навесные бортовые шверты, объединились в яхт-клуб при ОСВОДе. Он насчитывал около 30 членов. База - на городской спасательной станции на правом берегу Оби, в р-не Коммунального моста. (Не сохранилась). Спасательная станция имела хороший причал и вместительные эллинги. Яхт-клуб сумел организовать только один коллектив, поход от Новосибирска до с. Гуселетово и обратно. В этом походе приняли участие 3 швертбота и 5 байдарок - канотов.
В 1929 яхт-клуб прекратил существование. В 1939 образована морская секция при ОСВОДе. Она насчитывала в своем составе около 50 чел. и имела 5 яхт и 8 морских шлюпок. В секции проводились занятия по теории и практике ПС, учебные плавания на имеющихся судах, вплоть до июня 1941. В связи с Великой Отечественной войной секция прекратила существование. Послевоенное возрождение ПС в Новосибирске неразрывно связано с появлением спортсмена-парусника Л.Э. Дайса (1949). Обладая хорошими организаторскими способностями и большим спортивным опытом, он сумел создать на НПО «Союз» секцию ПС в составе 25-35 энтузиастов. В 1950 члены секции построили своими руками 3 речных швертбота. В 1951 НПО «Союз» получил еще 4 швертбота; были проведены 1-е соревнования по ПС, в которых участвовали 3 яхты. При новосибирском Горспортсоюзе организована городская парусная секция. Первым председателем секции избран Р. Раппопорт. 1951 считается годом создания ПС в Новосибирске. В 1952 городская секция ПС организует в зимний период при ДСО «Водник» первые курсы яхтенных рулевых, которые успешно закончили 26 чел. Впервые (1952) сбор, команда Новосибирска в составе 2 швертботов и «Олимпика» участвовала в республиканских соревнованиях по ПС в Таганроге. С 1953 новосибирские яхтсмены начали дальние спортивные плавания на яхтах. Зимой 1953 городская секция преобразована в Федерацию ПС, ее первый председатель - Л.Э. Дайс. В последующие годы председателями Федерации ПС были Ю.И. Дегтярев, А.П. Ершов. И.Г. Лукьянова. В.П. Пономарев, СИ. Долгих.