Показ в экскурсии
Сущность показа
Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин "показ" не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины показ и демонстрация отождествляются.
Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.
Показывать - значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.
Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.
Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.
Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.
Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.
Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.
Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощиэкскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.
Показ в экскурсии является суммой трех элементов:
- самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;
- ознакомления экскурсантов с экспонатами "портфеля экскурсовода";
- показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи.
Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания - комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).
Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.
Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова "Утро стрелецкой казни" изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.
У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.