Методы и критерии физиологической оценки мышечной силы спортсменов
1. Динамометрияпроизвольной кистевой и становой силы, относительной силы мышц с учетом массы тела спортсмена в процентах:
Fотнос. у мужчин может достигать ≈ 65-80%, у женщин ≈ 48-50%.
2. Электромиографическая(ЭМГ) оценка характера биоэлектрической активности мышц с параллельной динамометрией в условиях произвольного изометрического напряжения или при удержании различных грузов.
3. Тензометрическаярегистрация времени поддержания статического напряжения заданного уровня (60% МПС) в серии из 6 попыток с интервалом 15 сек. с параллельной регистрацией ЭМГ - характеристик. Оценивается % отношение длительности удержания напряжения в последней и первой попытке как выражение силовой выносливости, коррелирующей с мышечной композицией.
4. ЭМГ– оценка измерений биоэлектрической активности мышц при выполнении серии вертикальных прыжков в различных вариантах взрывных усилий с синхронной тензометрией динамографических
параметров - компонентов взрывного изометрического сокращения мышц разгибателей голени.
5. Миотонометрическаяоценка динамики мышечного тонуса (напряжения, расслабления и амплитуды /разницы/ тонуса) как выражения состояния функциональной активности нервно-мышечного аппарата. Имеет значимую положительную корреляцию с мышечной силой
[r = 0,74].
6. Тензометрическаяоценка динамической силы в 1-минутном прыжковом тесте с максимальными усилиями до отказа по параметрам: высоты вертикального подъема, стартовой и максимальной силы отталкивания, скорости нарастания Fдо максимума и времени достижения максимального усилия.
На основе данных методов можно определить потенциальные возможности организма к развитию силы. Но делать это необходимо на раннем этапе, когда юный спортсмен только приходит в спортивную школу, дабы была возможность планомерно, не форсируя подготовку, длительное время с ним работать над развитием данного качества. В рассматриваемом же нами возрасте данные методы могут подсказать направление и необходимость развития специальной силы, а так же, есть ли вообще необходимость ее развивать и совершенствовать.