Особенности формирования навыка прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста
Почти у всех мальчиков и у половины девочек 5 лет наблюдается неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки, жесткое приземление, излишний наклон туловища и головы.
В возрасте 6—7 лет при систематическом обучении и девочки, и мальчики овладевают разнообразными прыжками через вращающуюся вперед-назад короткую и длинную скакалки. Они прыгают на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу без промежуточных и с промежуточными подпрыгиваниями. У большинства из них уже отмечается правильное положение корпуса, координированные и экономичные движения рук и ног, мягкое приземление на переднюю часть стопы. Количество прыжков через скакалку без ошибок в среднем составляет у девочек 6 лет 26—30, у мальчиков — 10—12. Девочки 7 лет уже могут прыгать около минуты, а некоторые и более минуты без остановки, тогда как мальчики в среднем могут выполнять прыжки в течение 35—40 с (С.О. Филиппова, 2000).
При отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, а остаются на уровне 4—5-летних детей, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Упражнения со скакалкой состоят из динамических маховых движений с чередующимися напряжениями и расслаблениями различных мышечных групп.
Разнообразные комбинации движений ног и туловища усложняются прыжками через вращающуюся скакалку. Прыжки со скакалкой состоят из подготовки, толчка, полета и приземления. Подготовка к прыжку. Перед толчком необходимо слегка согнуть ноги. В этом положении мышцы передней поверхности бедра и задней поверхности голени растянуты, благодаря чему в момент отталкивания создаются наиболее выгодные условия для последующего сокращения всех разгибателей и выполнения толчка.
Движение руками со скакалкой начинается уже в момент подготовки к толчку. Скакалке придается вращение; при запоздалом начале движения перепрыгнуть через скакалку невозможно. Особенно важно это учитывать при прыжках с двойным вращением скакалки.
Толчок в основном выполняется так же, как в легкоатлетических и гимнастических прыжках. Но в отдельных деталях имеются некоторые различия. В частности, в прыжках со скакалкой нужно овладевать умением отталкиваться с различной силой в зависимости от формы прыжков, а, следовательно, изменять характер мышечного напряжения.
При выполнении простых прыжков через скакалку толчок должен быть минимальным по силе, достаточным для преодоления вращающейся скакалки. При выполнении прыжка с двойным вращением скакалки нужен более энергичный толчок, чтобы продержаться в полете, пока скакалка пройдет под ногами дважды. Но сила толчка все же не должна быть максимальной, так как двойное вращение скакалки происходит в основном за счет его ускорения.
В отличие от гимнастических и легкоатлетических прыжков, где единичный кратковременный толчок требует быстрого приложения усилий прыгающего, в прыжках со скакалкой толчки повторяются многократно с различной силой, чередуясь в определенной последовательности. Это требует от гимнасток умения правильно распределять свои усилия во времени.
Темп толчков в различных упражнениях и комбинациях может быть различным в зависимости от темпа музыкального произведения. Ритм толчков зависит от скорости вращения скакалки и от чередования различных движений с прыжками разной интенсивности.