Основы теории адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов
Большое влияние на совершенствование теории и методики подготовки спортсменов оказывает бурно развивающаяся в последние годы теория адаптации – совокупность достоверных знаний о приспособлении организма человека к условиям окружающей среды, особенно к так называемым экстремальным ситуациям. Влияние знаний в области адаптации на современный спорт особенно велико, поскольку сам спорт является сферой деятельности, в которой функциональные системы работают в режиме предельно возможной реакции.
Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптацию
Генотипическая адаптация - лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения.
Фенотипическая адаптация – представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течении жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды.
Понятие адаптация первоначально рассматривалась как биологическое и медицинское. Однако бурный технический процесс, изменения и усложнения взаимоотношений человека с внешней средой. Данное понятие широко проникло в сферу спортивной физиологии и морфологии.
При определении адаптации следует учитывать что она понимается и как процесс, и как результат:
- адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к факторам внешней и внутренней среды.
- адаптация применяется для обозначения относительного равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;
- под адаптацией – результат приспособительного процесса.
Проявление адаптации в спорте исключительно многообразны. В тренировке приходится сталкиваться с адаптацией к физическим нагрузкам самой различной направленности, координац. сложности, интенсивности и продолжительности, использованием широчайшего арсенала упражнений, направленных на развитие физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, психических функций.
5. Цели, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
Объективно существующие закономерности социального, медико-биологического характера, обуславливающие эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов, позволили сформировать специфические принципы подготовки спортсменов. Эти принципы представляют собой теоретические обобщения, являющиеся основополагающими для разработки методических рекомендаций, лежащих в основе рационального организованной совместной работы тренера и спортсмена по построению системы подготовки к соревновательной деятельности. Расширение научно-методических основ подготовки спортсменов, организованные изменения в структуре спорта высших достижений, опыт передовой спортивной подготовки требуют постоянного совершенствования специфически принципов спортивной подготовки как в направлении уточнения существующих, так и в направлении уточнения существующих, так и в направлении разработки новых.
К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной основе и прошедших многолетнюю проверку практикой, следует отнести:
- направленность к высшим достижениям
- углубленную специализацию
- непрерывность тренировочного процесса;
- единство постепенности увеличения нагрузки
- волнообразность и вариативность нагрузок;
- цикличность процесса подготовки;
- единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
Современные достижения науки и техники, проблемы и перспективы, обозначившиеся на современном этапе развития олимпийского спорта, требуют выделения дополнительных принципов, выходящих за специфические рамки спортивной тренировки.