Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования
Физическая культура - база социально-культурного бытия индивидума, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как встроенный итог воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в виде жизни и профессиональной деятельности и стает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры грядущего специалиста и как мишень саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на различных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее более, значимы.
Физическая культура студента
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое улучшение.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно поделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания обхватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и соединены с вопросом "почему?" Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: "как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?" Практические знания характеризуют ответ на вопрос: "как эффективно делать то либо другое физическое упражнение, двигательное действие?"
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. До этого всего это относится к самосознанию, т.Е. Осознанию себя как личности, осознанию собственных интересов, стремлений, переживаний. Переживание разных эмоций, провождающих самопознание, сформировывает отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны - содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о остальных и с идеалом. В итоге выносится суждение, что у индивидума лучше, а что ужаснее, чем у остальных, и как соответствовать эталону. Таковым образом, самооценка -- это итог сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой появляются такие личностные свойства, как само-уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я обязан делать, чтоб не утратить самоуважение, иметь душевный удобство). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.Е. Имеет определенный уровень притязаний, который обязан быть адекватным его настоящим возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может привести к разочарованию в упражнениях, потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают её активность, становятся принципами её поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам необыкновенную значимость и направленность.
Потребности в физической культуре - основная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий диапазон: потребность в движениях и физических отягощениях; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут-верждении, укреплении позиций собственного Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении свойства физкультурно-спортивных заня-тий, в комфорте и др. Потребности тесновато соединены с эмоциями -- переживаниями, ощущениями приятного и противного, наслаждения либо неудовольствия. Ублажение потребностей сопровождается положительными эмоциями (удовлетворенность, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек традиционно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени дозволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Возникающая на базе потребностей система мотивов описывает направленность личности, провоцирует и мобилизует её на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы: