Методика обучения техническим действиям рукопашного боя
В спортивной тренировке, в том числе в рукопашном бою, двигательные умения и навыки являются предметом специального обучения, имеющим свою технологию и методику. И если такие двигательные действия, как ходьба, бег, усваиваются в процессе жизни естественным путем, то приемы рукопашного боя подлежат качественному овладению и совершенствованию на основе достижений науки и практики физического воспитания и теории тренировки.
Таким образом, двигательное умение можно определить, как способность выполнять двигательное действие (например, блок, контрприем), концентрируя внимание на основе техники, т.е. на самом движении. Основными его признаками являются:
-двигательное действие осуществляется под контролем сознания, что требует определенной сосредоточенности внимания на его технике, в связи с чем центральная нервная система утомляется быстрее, чем при выполнении привычных движений.
-движение выполняется с излишними мышечными затратами
-движение в форме умения неустойчиво и ненадежно, поэтому здесь продолжается поиск наилучших способов решения двигательной задачи, техника выполнения уточняется и совершенствуется.
-прочность запоминания недостаточно высока, зато повышена отрицательная роль сбивающих факторов (шум, утомление и др.)
Продолжительность перехода от умения до уровня в целом индивидуальна и зависит от следующих факторов и их сочетаний:
-двигательная одаренность (врожденные способности) и двигательный опыт ученика.
-возраст ученика (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые)
-профессиональная компетенция преподавателя, владение современными методиками обучения.
-уровень мотивации, сознательности, активности и критического мышления ученика.
Двигательный навык – способность человека выполнять двигательное действие без значительного контроля сознания за основой техники, т.е. автоматизировано.
Вместе с тем у навыка есть один недостаток: если он сформирован с техническими ошибками (например, неправильно заучен удар), навык очень трудно поддается переучиванию, исправлению.
Поэтому необходимо на стадии формирования умения учить правильной основе техники, постоянно добиваясь ее вариативности. Вариативными навыками считаются те, которые допускают изменение различных деталей, при сохранении основы техники.