Анатомо-физиологические особенности развития организма детей 6-7 лет
Не меньшее значение имеют и другие аспекты взаимодействия мышечного аппарата с физиологическими, прежде всего в нервной системой. Из всех органов тканей в головной мозг по эфферентным путем посылает командные импульсы. Так осуществляется регуляция процессов жизнедеятельности, в которой мышечной системе принадлежит весьма ответственная роль. Если двигательные нагрузки отсутствуют или незначительны, то и объем информации, получающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции [18, с.28].
Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно выдвинутому энергетическому правилу двигательной активности особенности развития и деятельности физиологических скелетных мышц в разные возрастные периоды детства. Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие за счет вещества и энергии, полученной из среды.
У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате реакции движения происходит не трата, а приобретение массы, что обеспечивает рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки. При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток к регулирующим нервным образованиям импульсов, возникших в рецепторах мышц.
Возрастной период от 6 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 6 лет составляет около 113 – 124 см, а масса тела 16 – 27 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти – шести годам еще не завершено. Каждая из этих костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фаза развития неодинакова.
Сращивание костей решетчатой кости черепа и окостенение слухового аппарата заканчивается к 6 годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа сохраняются хрящевые швы, поэтому рост головного мозга продолжается (округлость головы ребенка к 6 годам равна примерно 50 см). Эти размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для подвижных игр.
Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3 – 4 лет, но к 7 годам еще не закончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести в травмам.
Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений с уменьшение площади опоры: - ходьбы по скамейке, рейке; при лазанье, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадет не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.
Позвоночный столб ребенка 6 лет чувствителен к деформации воздействия. Системная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При изменении массы тела, а так же при необходимых условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа.