Суть шахмат
Общение с шахматами требует, хотя мы часто этого и не замечаем, большого умственного напряжения. Ввиду того, что шахматы это явление сложное, переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом различных научных исследований. Для точного определения роли шахмат в общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания.
Столь обширный диапазон связей шахматной игры с гуманитарными науками и ее активная роль в повседневной жизни привели к тому, что шахматы стали частью духовной культуры общества, обогащая ее интересными достижениями и ценными качествами. Это метко сформулировал один из выдающихся американских шахматных деятелей, А. Бисно: „Шахматы содержат в себе элементы культуры искусства и интеллектуальных достижении всей цивилизации".
Еще полнее выразил эту мысль в 1954 году советский шахматист Я. Рохлин: „Мы не собираемся утверждать, что шахматы создают ценности прикладного значения, но, подобно любой форме искусства, шахматное творчество создает реальные культурные ценности, которые в своей совокупности вносят известный вклад в сокровищницу мировой культуры. Недаром крупнейшие национальные библиотеки и музеи многих стран бережно хранят произведения шахматного искусства (древние рукописи, печатные издания ряда веков и другие шахматные материалы), изучение которых может открыть еще одну грань в жизни человека известной эпохи. Интересные и ценные шахматные экспонаты хранятся в Грановитой палате Кремля и Государственном Эрмитаже.
Не случайно энциклопедические словари, систематизирующие все отрасли человеческого знания, уделяют почетное место шахматам и лучшим шахматистам мира, составляющим гордость культурного человечества.
Изучая историю шахмат, их многовековую письменность, мы видим, как в шахматных произведениях получают реальное отражение характер и уровень творческой мысли человека, различные бытовые и художественные влияния".
В течение многих поколений, начиная с первых письменных сообщений о Шахматной игре, делались попытки дать точное определение сущности шахмат. Среди них есть преувеличенные и уродливо раздутые псевдонаучные рассуждения, имеются и многочисленные определения, сделанные как бы мимоходом, при исследовании совсем других проблем; встречаются блестящие мысли о шахматах, высказанные артистами, мыслителями и шахматистами-практиками, публицистами и государственными деятелями.
Есть также попытки создать крупные теоретические труды, часть которых получила большое значение, но в большинстве случаев, к сожалению, не давшие обобщенных определений. Литература на тему „философия шахмат" довольно обширна, но, к сожалению, она не дала произведений достойных внимания, которые в течение длительного времени не потеряли бы актуальности. „Философия шахмат", которую мы находим под этим заголовком в старых изданиях и журналах, не может считаться настоящей философией, так как она исходит из фальшивых предпосылок. В прошлом существовало много метафизических, путанных и просто вульгарных определений в философской теории шахмат. Еще и теперь курсируют неверные теории, ошибочные формулировки.
Шахматы ждут большой „чистки" и наведения порядка в связанных с ними необычайно сложных и интересных научных и творческих проблемах.