Разновидности китайской гимнастики
Ушу
-
это вид физической культуры, исторически сложившийся в Китае на основе трудовой и военной деятельности. Это слово означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника» и может включать борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, палках и прочих предметах. Термин «ушу» появился в средневековье, однако лишь в ХХ веке под этим словом стали понимать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанные на них гимнастики. В Китае под ушу иногда подразумевают все виды восточных гимнастик, восходивших к приемам подготовки бойцов (вьетнамское вьетводао, корейское таэквондо, японское каратэ и другие азиатские системы, развивавшиеся во многом на китайской основе). Своего расцвета ушу достигает в стенах монастырей. Именно в это время рождается плодотворный союз «воинских искусств», под влиянием которого создавались все новые стили и школы традиционной гимнастики. Но основным источником был богатейший опыт народа, создавшего гимнастику ушу, бережно хранившего ее традиции и передавшего их из поколения в поколение. Постепенно из ушу как традиционного «воинского искусства» начинают выделяться новые качества – ушу-спорт и ушу-представление. Воинственное содержание движений стало отступать на второй план, в упражнениях появилось больше пластики, красоты и даже элементы танца. Характер ушу во многом изменился. Но в том и состоит, наверное, уникальность этого явления, что, сочетая в себе черты борьбы, бокса, акробатики, спортивной и художественной гимнастики, ушу способна удовлетворять запросы самых широких слоев любителей физкультуры и спорта.
Важнейшие требования при обучении ушу – терпимость, постепенность, последовательность, уважение традиций. В ушу сложились «четыре способа», «двенадцать принципов» и «восемь требований». Под «четырьмя способами» подразумеваются способы поражения реального или воображаемого противника, а именно удары руками, ногами, броски и захваты. Причем в каждом из них великое множество конкретных проявлений. Так, удары ногами могут наноситься на любой высоте, стоя, в прыжке, снизу, прямо, сбоку, махом назад и с разворота. Они выполняются внешней стороной стопы, пяткой, коленом, оттянутым носком и т.д. Кроме того, существует целая система способов ущемления, удержания, воздействия на болевые точки. Согласно «двенадцати принципам» движения гимнастики должны быть мощными, твердыми, тяжелыми, легкими, быстрыми и медленными. Важно на одной ноге держаться уверенно, а на двух – устойчиво. Особый интерес представляют так называемые восемь требований:
1. Кулаки должны быть стремительными: плечи опущены и расправлены, локти подвижны, запястья расправлены;
2. Глаза – быстрыми: взгляд не блуждает, а неотступно следует за точкой приложения силы;
3. Поясница – гибкой: служит главным диспетчером всех движений, эластичность и сила мышц поясницы – залог подвижности и ловкости при разворотах, наклонах и уходу в сторону;
4. Стойка – прочной: стопа ставится уверенно, корпус по возможности низко, пятка не приподнимается. Однако низкие стойки не должны препятствовать развитию скорости. От быстроты ног зависит темп и сила работы рук;
5. Энергия – бить ключом: заниматься ушу необходимо в особом состоянии духа, действие должно быть не механическим повторением заученного, хотя именно к автоматизму приемов следует стремиться; действие нужно предвосхитить и наполнить мыслью;
6. Дыхание – глубоким: при вдохе диафрагма должна опускаться вниз, в результате чего происходит как бы выталкивание передней стенки живота. На выдохе – втягивание живота. Нельзя во время движения задерживать дыхание. Выделяют 4 вида упражнений: 1. Акцентированный вдох, который помогает выполнить более высокий прыжок.2. Мощный полный выдох, который используется при переходе в низкие стойки для самостабилизации.3. Резкий частичный выдох, который приходится на взрывные приемы и выпады.4. Задержка на вдохе, при помощи которой достигается фиксация равновесия на одной ноге. Дыхание должно быть естественным и глубоким;