Основные туристские центры региона. Основные направления туристских потоков в регионе
Привлекательность региона для туристов определяется наличием туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных объектов). В этом отношении Байкальский регион располагает природными ресурсами для развития рекрационной сферы (туризма и санаторно-курортного обслуживания), имеет возможности для внутреннего и въездного туризма. На территории региона более 300 источников различных минеральных вод, озера с крупными запасами лечебной грязи.
Индустрия туризма включает предприятия разных отраслей, но главную роль играют туристские фирмы, формирующие туристские потоки. Рассмотрим тенденции развития туризма на примере Иркутской области. На начало 2001 года в Иркутской области действовало 39 туристических фирм, из которых 74% имели частную форму собственности, 8% - смешанную, 6% - государственную и муниципальную. Предприятия туризма сосредоточены в крупных городах. Из общего числа туристских фирм 28 (72%) находятся в Иркутске, 4 (10%) – в Братске и 2 фирмы (5%) – в Ангарске9.
Туристский бизнес в области развивается, ежегодно регистрируются 1-2 турфирмы. Более 70% действующих фирм области появилось в последние 10 лет, около трети работают в сфере туристского бизнеса более 15 лет.
Туризм подвержен влиянию сезонного фактора. Самое популярное время для совершения поездки – лето: июнь – 13% обслуженных туристов, июль – 22%, август – 21%. но сезонность несколько сгладилась. Об этом свидетельствует рост числа фирм, работающих полный год – с 65% до 87%. Кроме того, в среднем с 4 до 5 месяцев увеличилась продолжительность работы «сезонных» турфирм[5].
Из всех туристских фирм две трети являются туроператорами, остальные – фирмы-турагенты. Специфика услуг туроператоров заключается в разработке туров, подборе и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг. Туроператов продает тур через посредников (турагентов) или напрямую клиентам. Турагенты занимаются посреднической деятельностью, реализацией туров населению. Они могут быть как самостоятельными, так и подразделением фирмы-туроператора. В 2002 году около 60% фирм (в 1999 – 44%) совмещали турагентсткую и туроператорскую деятельность. В условиях рынка такой синтез может дать дополнительные возможности для стабильного и успешного развития.
В Иркутской области наиболее распространен внутренний туризм, его удельный вес в общем количестве проданных путевок в 2000 году составил 65%. На долю выездного туризма пришлось 27% и только 8% - на долю въездного туризма.
Таблица 1 Характеристика туризма
Число проданных путевок, единиц |
Их стоимость, тысяч рублей |
Число обслуженных туристов, человек | |||
Общая |
На 1 человека |
Всего |
На 1 путевку | ||
Всего |
8407 |
116480,2 |
5,2 |
22353 |
3 |
в том числе: внутренний тур. |
5450 |
37915,3 |
3,9 |
9737 |
2 |
Выездной тур |
2311 |
72738,9 |
14,9 |
4891 |
2 |
Въездной туризм |
646 |
5826 |
0,8 |
7725 |
12 |