Формирование психологических качеств, средствами физической культуры и спорта
7. Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту.
8. Скалолазание.
Волевые качества.
Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.
Инициативность.
Формирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:
− выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;
− самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;
− соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;
− самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях;
− организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
− спортивные игры;
− единоборства;
− эстафеты;
− личные соревнования.
Смелость и решительность.
Формированию этих качеств в наибольшей степени способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.
Упражнения на смелость и решительность.
1. Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
2. Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.
4. Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
5. Упражнения на батуте.
6. Преодоление специальных полос препятствий.
7. Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами.
8. Акробатические прыжки.
9. Прыжки в воду.
10. Прыжки-падения на землю, пол.
11. Быстрое нападение в играх.
12. Боксерский поединок с сильным противником.
13. Скалолазание.
Стойкость.
Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются
упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.
Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что в конечном счете отразится на волевом действии.