Методы исследования
"Хорошо": спортсмен уверенно, сильно и точно атакует в простых ситуациях, с хороших передач, против не очень хорошего блока, однако в напряженные моменты игры, при неожиданно изменяющейся ситуации, против сильного, подвижного блока он не всегда выбирает результативные варианты завершения атаки, допускает удары наугад, демонстрирует заметное увеличение числа неэффективных и ошибочных действий.
"Удовлетворительно": волейболист неуверенно нападает против хорошего блока, зачастую играет наугад в неожиданно складывающейся ситуации (сильно бьет, когда нужно выполнить обманный удар, и наоборот), испытывает затруднения при любом усложнении игровой обстановки, часто ошибается в простой ситуации.
"Неудовлетворительно": спортсмен испытывает большие затруднения при выполнении нападающих ударов даже с хороших передач мяча и без блока, зачастую просто перебивает мяч на сторону соперника снизу двумя руками.
Игра в защите. "Отлично": спортсмен способен принять в защите сильно пущенный мяч, демонстрирует отличную акробатическую подготовленность, предвидение и эффективные действия против обманных ударов, может быстро перемещаться и доставать мячи, направленные в углы площадки, при необходимости точно принимает мяч предплечьем или согнутыми фалангами пальцев одной руки. Волейболист очень пластичен, не допускает некоординированных действий даже при внезапных трудностях (рикошетах мяча и т.д.). Проявляет высокую степень слаженности взаимодействий с блокирующим в любых игровых ситуациях.
"Хорошо": волейболист не всегда уверенно принимает мячи после сильных ударов, иногда допускает неточности в простых ситуациях, зачастую предугадывает действия нападающего, но не может точно обработать летящий мяч. Он в основном слаженно взаимодействует с блокирующим в простых игровых ситуациях, однако в сложных часто действует несогласованно.
"Удовлетворительно": игрок неуверенно принимает мячи после сильных ударов, зачастую не успевает перемещаться в углы площадки и доставать мячи после обманных ударов, не всегда точно принимает мячи после ударов средней силы. Усложнение или внезапное изменение игровой ситуации зачастую ставит его в тупик. Он редко предугадывает действия нападающего и демонстрирует низкую степень слаженности взаимодействий с блокирующим игроком.
"Неудовлетворительно": спортсмен малоподвижен, с трудом, в большинстве случаев неточно принимает мяч даже после слабых нападающих ударов, почти не может предугадать действия нападающего и просто ждет, куда полетит мяч. Даже в простых игровых ситуациях взаимодействует с блокирующим несогласованно, играет как бы сам по себе.
Контрольные испытания
Перед началом и после окончания эксперимента проводилось тестирование уровня развития быстроты, передвижения, скоростной выносливости и прыгучести с помощью стандартных волейбольных тестов, широко используемых в практике волейбола:
1. Количество выпрыгиваний в процессе матча, кол-во раз;
2. Прыжок с разбега толчком двумя ногами с доставанием отметки возможно выше (прыгучесть);
3. Бег "елочка" - скоростная выносливость.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности разработанной методики обучения и совершенствования технических приемов игры в пляжный волейбол подростков 13 - 14 лет. Исследования проводились на базе Сагуновской ДЮСШ Воронежской области. В экспериментальной группе (14 волейболисток) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (15 человек), где занятия проводились по общепринятой методике.