Концепция методики обучения и тренировки в пляжном волейболе
Тренировка при участии двух игроков также сосредоточивается. В первую очередь, на отработке техники, однако в этом случае проходку с учетом специфических особенностей пляжного волейбола.
Тренировка при участии трех игроков позволяет перейти от обучения исполнению технических приемов к освоению индивидуальной тактики. Сочетание освоения индивидуальной и командной тактики становится возможным, когда в тренировке участвуют четыре игрока.
Еще одним достоинством тренировки с участием четырех или более игроков является возможность организовать игру одной команды против разных команд, имитируя тем самым различные форматы соревнований. Тренировки с участием трех или более игроков согласуются со спецификой реальной игры в пляжный волейбол, потому позволяют осуществлять моделирование игровых ситуаций и игры в целом: Наиболее распространенными формами подобных тренировок являются игры на маленькой площадке с «один на один», «один на один с разводящим игроком»{пасующий делает передачи обоим игрокам), «двое на двое» на маленькой площадке, «трое на трое» или «четыре на четыре» на обычной площадке и, как в реальной игре, «двое на двое». Игры с участием более двух игроков заметно упрощают всю игру в пляжный волейбол. В этом случае каждый из игроков касается мяча лишь один раз, а то и вовсе не разу за время розыгрыша очка. Например, нападающий может нанести удар без каких-либо подготовительных действий и, при случае, может сам подготовить себе нападающую позицию после приема мяча или подбора мяча у поверхности площадки. Такое умение становится необходимым позднее, При последующих стадиях и игровых формах. Перечисленные разновидности игр нужно использовать осознанно и целенаправленно с участием всех игроков, чтобы отрабатывать, с одной стороны, точность движений и владения мячом, и с другой, различные аспекты командной тактики и стратегии в упрощенных условиях. На практике каждый игрок обязательно должен играть с различными партнерами и соперниками, так как это создает новые игровые ситуации и, соответственно, позволяет каждому игроку получить наибольший опыт поведения в различных ситуациях [39].
Каждый партнер обладает различными способностями и навыками, требует особых подходов к взаимодействию, и сам осуществляет взаимодействие своими собственными, одному ему присущими способами. Это положение, всегда считавшееся важным для традиционного волейбола, является абсолютно непререкаемым для игрока в пляжный волейбол, так как даже среди профессионалов два игрока редко играют вместе в на протяжении целого сезона, не говоря уже о нескольких годах.
С самого начала игрока в пляжный волейбол следует ставить в «ситуации выбора», т.е. такие игровые ситуации, для которых существует, по меньшей мере, две возможных варианта поведения; подобные положения стимулируют процессы принятия решения. Это очень важно, потому что ситуации выбора соответствуют специфике пляжного волейбола.
Главная цель обучения игрока в пляжный волейбол - достижение универсализма. Это самоочевидное требование применимо ко всему процессу обучения и обязано своим происхождением тому уже упоминавшемуся факту, что каждый игрок в пляжный волейбол является одновременно и подающим, и принимающим, и пасующим, и нападающим, и блокирующим, и защитником.
Понятие специализации в пляжном волейболе в полной мере применимо лишь к блоку и оборонительной ситуации. Однако очень часто бывает, что каждый из пары игроков в пляжный волейбол обладает очень разными способностями к оборонительным действиям и к блоку. Зачастую это определяется разницей в росте игроков. Еще одним аспектом, который также может быть, вероятно, охарактеризован как показатель тенденции к специализации, является тот факт, что во всех командах пляжного волейбола каждый игрок, особенно в ситуации приема мяча и атаки, занимает свою излюбленную сторону площадки. Упомянутые выше факторы недвусмысленно указывают на то, что специализация не должна становиться целью тренировок и, следовательно, не следует затрачивать времени на отработку у игрока каких-либо специализированных навыков.
В целом обучение должно проводиться в соответствии со спецификой данного вида спорта.
Создание рациональных программ физической подготовки, в наибольшей мере отвечающих психофизическим особенностям, является актуальной задачей специальной подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе. При этом, как показано в ряде работ [4; 5; 11; 27; 32], прыжковая подготовленность оказывает положительное влияние на реализацию технико-тактических возможностей волейболисток в соревновательных условиях. В период полового созревания развитие организма сопровождается изменением, как морфологических показателей, так и психофункциональных возможностей, что в итоге ведет к изменениям структуры двигательных действий и формирования игровых навыков [32].
Исследованию специальной физической подготовленности волейболистов посвящен ряд работ, которые были направлены, как правило, на изучение различных сторон подготовленности взрослых и юных спортсменов в классическом волейболе [9; 18]. При специализированной подготовке юных волейболистов особенно актуальной является проблема повышения качества пространственно-силовой ориентировки, совершенствования дифференциации мышечных усилий в различных игровых ситуациях [13]. Повышение уровня физической работоспособности сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных методов развития физических качеств, которые определяют результативность в избранном виде спорта [6; 26; 28; 33].