Методы исследования
В ходе работы нами применялись следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Метод бесед.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Контрольные испытания (тесты).
5. Педагогический эксперимент.
6. Метод математического анализа [20].
Анализ
научно
-
методической
литературы
Данный метод проводился с целью изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе изучения литературы по подготовке баскетболистов особое внимание обращалось вопросам методики развития прыгучести. Результаты анализа научно-методической литературы послужили теоретической предпосылкой для проведения нашего исследования.
Всего была изучено 43 работ, включая статьи в периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебно-методические пособия, авторефераты.
Метод бесед
Данный метод использовался для фактического сбора информации по проблеме развития прыгучести у баскетболистов. В процессе общения с тренерами, специалистами баскетбола обсуждались вопросы подбора упражнений для развития прыгучести, их планирования в системе физической подготовки.
Педагогическое наблюдение
В ходе педагогических наблюдений определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении и защите, структурно связанных с проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости от соревновательных ситуаций.
Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных баскетболистов проводились на соревнованиях города Воронежа, среди товарищеских матчах, как у девушек, так и у юношей, что позволило сделать сравнительный анализ рассматриваемых показателей.
Для определения интересующих нас данных о соревновательной деятельности баскетболисток 15-16 лет использовался метод стенографии – запись игр специально разработанными символами. Нами использовались следующие обозначения:
П–1 - броски мяча, выполняемые после отталкивания одной ногой, без применения элементов управления прыжковыми движениями;
П-2 - то же, только отталкивание выполнялось двумя ногами;
С-1 - броски мяча, выполняемые после отталкивания одной ногой, с элементами управления прыжковыми движениями;
С-2 - то же, только отталкивание выполнялось прыжком с двух ног.
Контрольные испытания (тесты)
Данный метод использовался с целью контроля за развитием прыгучести у баскетболисток 15 – 16 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечивает получение информативных данных [2; 12; 31]. Нами использовались следующие контрольные испытания:
1. Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой (см).
2. Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки (см).
3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками (см).
4. Выпрыгивание из приседа на одной ноге со взмахом руками (см).
Тестирование проводилось перед началом и после окончания педагогического эксперимента, что позволило проследить динамику изменения прыгучести в ходе экспериментальной работы.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности разработанной методики развития прыгучести у баскетболисток 15 – 16 лет. Исследования проводились на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Воронежа. В экспериментальной группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике.