Сила как физическое качество
Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
В качестве сопротивлений могут выступать силы земного тяготения , реакции опоры при воздействии на нее, сопротивление окружающей среды, отягощение предметов, спортивных снарядов, силы инерции собственного тела и его звеньев и т.д.Чем больше сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.
Уровень мышечной силы в значительной степени определяется возрастом человека. Постепенно увеличивающаяся способность к мышечному напряжению зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений. Мышцы составляют одну треть веса тела ребенка, и поэтому их деятельность вызывает соответствующие изменения во всем организме. Врачи считают развитие скелетной мускулатуры обязательным условием правильного функционирования сердечнососудистой системы, механизмов терморегуляции, дыхания, вегетативных функций (4).
Грудной ребенок пытается ещё неосознанно, как бы инстинктивно упражнять свои мышцы доступными ему движениями. Это движения руками и ногами, стремление поворачиваться с живота на спину и обратно, подтягиваться и подниматься, держась за опору. Такая деятельность способствует укреплению мышц, связок и суставов, развитию координации движений, создает реальные возможности для быстрого овладения способами передвижения. Дальнейший рост силы расширяет двигательные возможности детей, является необходимым условием для появления новых движений и совершенствования имеющихся двигательных умений.
Не обладая уровнем силы, достаточным для поднимания веса собственного тела, ребенок не может подпрыгнуть вверх или перепрыгнуть обозначенную на земле линию.
Развития способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие их них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности (3).