Шведская гимнастическая система
а) педагогическая гимнастика (ее цель – гармоническое развитие здоровых детей, начиная со школьного возраста);
б) военная гимнастика (состояла из специально подобранных упражнений, которые способствовали бы физической подготовке военных);
в) врачебная гимнастика (содержала упражнения корригирующего характера и применяемая при лечении различных заболеваний);
г) эстетическая гимнастика (направлена на развитие совершенствование форм человеческого тела и воспитание чувства прекрасного).
Опираясь на анатомические и физиологические данные, Г. Линг стремился дать гимнастике научное обоснование. Но поскольку в этот период уровень развития физиологии был не высок, классификация упражнений производилась по анатомическому признаку.
П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики — забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.
Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряд недостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Демени, а именно: упражнения не соответствовали строению тела человека, не согласовывались с его физиологическими процессами, не использовались для решения образовательных задач.
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следует сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.
К недостаткам шведской гимнастики следует отнести отсутствие индивидуального подхода, прямолинейность и статичность выполняемых упражнений.